|
А.
П.
Чехов -
Дуэль
о произведении I II
III IV V
VI VII
VIII IX
X XI
XII XIII XIV
XV XVI
XVII XVIII
XIX XX
XXI
XVI
— Гуманитарные науки, о которых вы говорите, тогда только
будут удовлетворять человеческую мысль, когда в движении своем
они встретятся с точными науками и пойдут с ними рядом.
Встретятся ли они под микроскопом, или в монологах нового
Гамлета, или в новой религии, я не знаю, но думаю, что земля
покроется ледяной корой раньше, чем это случится. Самое стойкое
и живучее из всех гуманитарных знаний — это, конечно, учение
Христа, но посмотрите, как даже оно различно понимается! Одни
учат, чтобы мы любили всех ближних, и делают при этом исключение
для солдат, преступников и безумных: первых они разрешают
убивать на войне, вторых изолировать или казнить, а третьим
запрещают вступление в брак. Другие толкователи учат любить всех
ближних без исключения, не различая плюсов и минусов. По их
учению, если к вам приходит бугорчатый, или убийца, или
эпилептик и сватает вашу дочь — отдавайте; если кретины идут
войной на физически и умственно здоровых — подставляйте головы.
Эта проповедь любви ради любви, как искусства для искусства,
если бы могла иметь силу, в конце концов привела бы человечество
к полному вымиранию, и таким образом совершилось бы
грандиознейшее из злодейств, какие когда-либо бывали на земле.
Толкований очень много, а если их много, то серьезная мысль не
удовлетворяется ни одним из них и к массе всех толкований спешит
прибавить свое собственное. Поэтому никогда не ставьте вопроса,
как вы говорите, на философскую, или так называемую
христианскую, почву; этим вы только отдаляетесь от решения
вопроса.
Дьякон внимательно выслушал зоолога, подумал и спросил:
— Нравственный закон, который свойственен каждому из людей,
философы выдумали или же его бог создал вместе с телом?
— Не знаю. Но этот закон до такой степени общ для всех народов и
эпох, что, мне кажется, его следует признать органически
связанным с человеком. Он не выдуман, а есть и будет. Я не скажу
вам, что его увидят когда-нибудь под микроскопом, но
органическая связь его уже доказывается очевидностью: серьезное
страдание мозга и все так называемые душевные болезни выражаются
прежде всего в извращении нравственного закона, насколько мне
известно.
— Хорошо-с. Значит, как желудок хочет есть, так нравственное
чувство хочет, чтобы мы любили своих ближних. Так? Но
естественная природа наша по себялюбию противится голосу совести
и разума, и потому возникает много головоломных вопросов. К кому
же мы должны обращаться за разрешением этих вопросов, если вы не
велите ставить их на философскую почву?
— Обратитесь к тем немногим точным знаниям, какие у нас есть.
Доверьтесь очевидности и логике фактов. Правда, это скудно, но
зато не так зыбко и расплывчато, как философия. Нравственный
закон, положим, требует, чтобы вы любили людей. Что ж? Любовь
должна заключаться в устранении всего того, что так или иначе
вредит людям и угрожает им опасностью в настоящем и будущем.
Наши знания и очевидность говорят вам, что человечеству грозит
опасность со стороны нравственно и физически ненормальных. Если
так, то боритесь с ненормальными. Если вы не в силах возвысить
их до нормы, то у вас хватит силы и уменья обезвредить их, то
есть уничтожить.
— Значит, любовь в том, чтобы сильный побеждал слабого?
— Несомненно.
— Но ведь сильные распяли господа нашего Иисуса Христа! — сказал
горячо дьякон.
— В том-то и дело, что распяли его не сильные, а слабые.
Человеческая культура ослабила и стремится свести к нулю борьбу
за существование и подбор; отсюда быстрое размножение слабых и
преобладание их над сильными. Вообразите, что вам удалось
внушить пчелам гуманные идеи в их неразработанной, рудиментарной
форме. Что произойдет от этого? Трутни, которых нужно убивать,
останутся в живых, будут съедать мёд, развращать и душить пчел —
в результате преобладание слабых над сильными и вырождение
последних. То же самое происходит теперь и с человечеством:
слабые гнетут сильных. У дикарей, которых еще не коснулась
культура, самый сильный, мудрый и самый нравственный идет
впереди; он вождь и владыка. А мы, культурные, распяли Христа и
продолжаем его распинать. Значит, у нас чего-то недостает... И
это «что-то» мы должны восстановить у себя, иначе конца не будет
этим недоразумениям.
— Но какой у вас есть критериум для различения сильных и слабых?
— Знание и очевидность. Бугорчатых и золотушных узнают по их
болезням, а безнравственных и сумасшедших по поступкам.
— Но ведь возможны ошибки!
— Да, но нечего бояться промочить ноги, когда угрожает потоп.
— Это философия, — засмеялся дьякон.
— Нисколько. Вы до такой степени испорчены вашей семинарской
философией, что во всем хотите видеть один только туман.
Отвлеченные науки, которыми набита ваша молодая голова, потому и
называются отвлеченными, что они отвлекают ваш ум от
очевидности. Смотрите в глаза чёрту прямо, и если он чёрт, то и
говорите, что это чёрт, а не лезьте к Канту или к Гегелю за
объяснениями.
Зоолог помолчал и продолжал:
— Дважды два есть четыре, а камень есть камень. Завтра вот у нас
дуэль. Мы с вами будем говорить, что это глупо и нелепо, что
дуэль уже отжила свой век, что аристократическая дуэль ничем по
существу не отличается от пьяной драки в кабаке, а всё-таки мы
не остановимся, поедем и будем драться. Есть, значит, сила,
которая сильнее наших рассуждений. Мы кричим, что война — это
разбой, варварство, ужас, братоубийство, мы без обморока не
можем видеть крови; но стоит только французам или немцам
оскорбить нас, как мы тотчас же почувствуем подъем духа, самым
искренним образом закричим ура и бросимся на врага, вы будете
призывать на наше оружие благословение божие и наша доблесть
будет вызывать всеобщий и притом искренний восторг. Опять-таки,
значит, есть сила, которая если не выше, то сильнее нас и нашей
философии. Мы не можем остановить ее так же, как вот этой тучи,
которая подвигается из-за моря. Не лицемерьте же, не показывайте
ей кукиша в кармане и не говорите: «ах, глупо! ах, устарело! ах,
несогласно с писанием!», а глядите ей прямо в глаза, признавайте
ее разумную законность, и когда она, например, хочет уничтожить
хилое, золотушное, развращенное племя, то не мешайте ей вашими
пилюлями и цитатами из дурно понятого Евангелия. У Лескова есть
совестливый Данила, который нашел за городом прокаженного и
кормит, и греет его во имя любви и Христа. Если бы этот Данила в
самом деле любил людей, то он оттащил бы прокаженного подальше
от города и бросил его в ров, а сам пошел бы служить здоровым.
Христос, надеюсь, заповедал нам любовь разумную, осмысленную и
полезную.
— Экой вы какой! — засмеялся дьякон. — В Христа же вы не
веруете, зачем же вы его так часто упоминаете?
— Нет, верую. Но только, конечно, по-своему, а не по-вашему. Ах,
дьякон, дьякон! — засмеялся зоолог; он взял дьякона за талию и
сказал весело: — Ну, что ж? Поедем завтра на дуэль?
— Сан не позволяет, а то бы поехал.
— А что значит — сан?
— Я посвященный. На мне благодать.
— Ах, дьякон, дьякон, — повторил фон Корен, смеясь. — Люблю я с
вами разговаривать.
— Вы говорите — у вас вера, — сказал дьякон. — Какая это вера? А
вот у меня есть дядька-поп, так тот так верит, что когда в
засуху идет в поле дождя просить, то берет с собой дождевой
зонтик и кожаное пальто, чтобы его на обратном пути дождик не
промочил. Вот это вера! Когда он говорит о Христе, так от него
сияние идет и все бабы и мужики навзрыд плачут. Он бы и тучу эту
остановил и всякую бы вашу силу обратил в бегство. Да... Вера
горами двигает.
Дьякон засмеялся и похлопал зоолога по плечу.
— Так-то... — продолжал он. — Вот вы всё учите, постигаете
пучину моря, разбираете слабых да сильных, книжки пишете и на
дуэли вызываете — и всё остается на своем месте, а глядите,
какой-нибудь слабенький старец святым духом пролепечет одно
только слово или из Аравии прискачет на коне новый Магомет с
шашкой, и полетит у вас всё вверх тарамашкой, и в Европе камня
на камне не останется.
— Ну, это, дьякон, на небе вилами писано!
— Вера без дел мертва есть, а дела без веры — еще хуже, одна
только трата времени и больше ничего.
На набережной показался доктор. Он увидел дьякона и зоолога и
подошел к ним.
— Кажется, всё готово, — сказал он, запыхавшись. — Секундантами
будут Говоровский и Бойко. Заедут утром в пять часов.
Наворотило-то как! — сказал он, посмотрев на небо. — Ничего не
видать. Сейчас дождик будет.
— Ты, надеюсь, поедешь с нами? — спросил фон Корен.
— Нет, боже меня сохрани, я и так замучился. Вместо меня
Устимович поедет. Я уже говорил с ним.
Далеко над морем блеснула молния, и послышались глухие раскаты
грома.
— Как душно перед грозой! — сказал фон Корен. — Бьюсь об заклад,
что ты уже был у Лаевского и плакал у него на груди.
— Зачем я к нему пойду? — ответил доктор, смутившись. — Вот еще!
До захода солнца он несколько раз прошелся по бульвару и по
улице, в надежде встретиться с Лаевским. Ему было стыдно за свою
вспышку и за внезапный порыв доброты, который последовал за этой
вспышкой. Он хотел извиниться перед Лаевским в шуточном тоне,
пожурить его, успокоить и сказать ему, что дуэль — остатки
средневекового варварства, но что само провидение указало им на
дуэль как на средство примирения: завтра оба они, прекраснейшие,
величайшего ума люди, обменявшись выстрелами, оценят
благородство друг друга и сделаются друзьями. Но Лаевский ни
разу не встретился.
— Зачем я к нему пойду? — повторил Самойленко. — Не я его
оскорбил, а он меня. Скажи на милость, за что он на меня
набросился? Что я ему дурного сделал? Вхожу в гостиную и вдруг,
здорово живешь: шпион! Вот те на! Ты скажи: с чего у вас
началось? Что ты ему сказал?
— Я ему сказал, что его положение безвыходно. II я был прав.
Только честные и мошенники могут найти выход из всякого
положения, а тот, кто хочет в одно и то же время быть честным и
мошенником, не имеет выхода. Однако, господа, уж 11 часов, а
завтра нам рано вставать.
Внезапно налетел ветер; он поднял на набережной пыль, закружил
ее вихрем, заревел и заглушил шум моря.
— Шквал! — сказал дьякон. — Надо идти, а то глаза запорошило.
Когда пошли, Самойленко вздохнул и сказал, придерживая фуражку:
— Должно быть, я не буду нынче спать.
— А ты не волнуйся, — засмеялся зоолог. — Можешь быть покоен,
дуэль ничем не кончится. Лаевский великодушно в воздух
выстрелит, он иначе не может, а я, должно быть, и совсем
стрелять не буду. Попадать под суд из-за Лаевского, терять время
— не стоит игра свеч. Кстати, какая ответственность полагается
за дуэль?
— Арест, а в случае смерти противника заключение в крепости до
трех лет.
— В Петропавловской?
— Нет, в военной, кажется.
— Хотя следовало бы проучить этого молодца!
Позади на море сверкнула молния и на мгновение осветила крыши
домов и горы. Около бульвара приятели разошлись. Когда доктор
исчез в потемках и уже стихали его шаги, фон Корен крикнул ему:
— Как бы погода не помешала нам завтра!
— Чего доброго! А дал бы бог!
— Спокойной ночи!
— Что — ночь? Что ты говоришь?
За шумом ветра и моря и за раскатами грома трудно было
расслышать.
— Ничего! — крикнул зоолог и поспешил домой.
|
|