|
Антон Чехов -
Архиерей
о произведении I II
III IV
III
Епархиальный архиерей, старый, очень полный, был болен
ревматизмом или подагрой и уже месяц не вставал с постели.
Преосвященный Петр проведывал его почти каждый день и принимал
вместо него просителей. И теперь, когда ему нездоровилось, его
поражала пустота, мелкость всего того, о чем просили, о чем
плакали; его сердили неразвитость, робость; и всё это мелкое и
ненужное угнетало его своею массою, и ему казалось, что теперь
он понимал епархиального архиерея, который когда-то, в молодые
годы, писал «Учения о свободе воли», теперь же, казалось, весь
ушел в мелочи, всё позабыл и не думал о боге. За границей
преосвященный, должно быть, отвык от русской жизни, она была не
легка для него; народ казался ему грубым, женщины-просительницы
скучными и глупыми, семинаристы и их учителя необразованными,
норой дикими. А бумаги, входящие и исходящие, считались
десятками тысяч, и какие бумаги! Благочинные во всей епархии
ставили священникам, молодым и старым, даже их женам и детям,
отметки по поведению, пятерки и четверки, а иногда и тройки, и
об этом приходилось говорить, читать и писать серьезные бумаги.
И положительно нет ни одной свободной минуты, целый день душа
дрожит, и успокаивался преосвященный Петр, только когда бывал в
церкви.
Не мог он никак привыкнуть и к страху, какой он, сам того не
желая, возбуждал в людях, несмотря на свой тихий, скромный нрав.
Все люди в этой губернии, когда он глядел на них, казались ему
маленькими, испуганными, виноватыми. В его присутствии робели
все, даже старики протоиереи, все «бухали» ему в ноги, а недавно
одна просительница, старая деревенская попадья, не могла
выговорить ни одного слова от страха, так и ушла ни с чем. И он,
который никогда не решался в проповедях говорить дурно о людях,
никогда не упрекал, так как было жалко, — с просителями выходил
из себя, сердился, бросал на пол прошения. За всё время, пока он
здесь, ни один человек не поговорил с ним искренно, попросту,
по-человечески; даже старуха мать, казалось, была уже не та,
совсем не та! И почему, спрашивается, с Сисоем она говорила без
умолку и смеялась много, а с ним, с сыном, была серьезна,
обыкновенно молчала, стеснялась, что совсем не шло к ней?
Единственный человек, который держал себя вольно в его
присутствии и говорил всё, что хотел, был старик Сисой, который
всю свою жизнь находился при архиереях и пережил их одиннадцать
душ. И потому-то с ним было легко, хотя, несомненно, это был
тяжелый, вздорный человек.
Во вторник после обедни преосвященный был в архиерейском доме и
принимал там просителей, волновался, сердился, потом поехал
домой. Ему по-прежнему нездоровилось, тянуло в постель; но едва
он вошел к себе, как доложили, что приехал Еракин, молодой
купец, жертвователь, по очень важному делу. Надо было принять
его. Сидел Еракин около часа, говорил очень громко, почти
кричал, и было трудно понять, что он говорит.
— Дай бог, чтоб! — говорил он, уходя. — Всенепременнейше! По
обстоятельствам, владыко преосвященнейший! Желаю, чтоб!
После него приезжала игуменья из дальнего монастыря. А когда она
уехала, то ударили к вечерне, надо было идти в церковь.
Вечером монахи пели стройно, вдохновенно, служил молодой
иеромонах с черной бородой; и преосвященный, слушая про жениха,
грядущего в полунощи, и про чертог украшенный, чувствовал не
раскаяние в грехах, не скорбь, а душевный покой, тишину и
уносился мыслями в далекое прошлое, в детство и юность, когда
также пели про жениха и про чертог, и теперь это прошлое
представлялось живым, прекрасным, радостным, каким, вероятно,
никогда и не было. И, быть может, на том свете, в той жизни мы
будем вспоминать о далеком прошлом, о нашей здешней жизни с
таким же чувством. Кто знает! Преосвященный сидел в алтаре, было
тут темно. Слезы текли по лицу. Он думал о том, что вот он
достиг всего, что было доступно человеку в его положении, он
веровал, но всё же не всё было ясно, чего-то еще недоставало, не
хотелось умирать; и всё еще казалось, что нет у него чего-то
самого важного, о чем смутно мечталось когда-то, и в настоящем
волнует всё та же надежда на будущее, какая была и в детстве, и
в академии, и за границей.
«Как они сегодня хорошо поют! — думал он, прислушиваясь к пению.
— Как хорошо!»
|
|