|
А.
П.
Чехов - Попрыгунья
о произведении I II
III IV V
VI VII
VIII
II
Ольге Ивановне было 22 года, Дымову 31. Зажили они после
свадьбы превосходно. Ольга Ивановна в гостиной увешала все стены
сплошь своими и чужими этюдами в рамах и без рам, а около рояля
и мебели устроила красивую тесноту из китайских зонтов,
мольбертов, разноцветных тряпочек, кинжалов, бюстиков,
фотографий... В столовой она оклеила стены лубочными картинами,
повесила лапти и серпы, поставила в углу косу и грабли, и
получилась столовая в русском вкусе. В спальне она, чтобы похоже
было на пещеру, задрапировала потолок и стены темным сукном,
повесила над кроватями венецианский фонарь, а у дверей поставила
фигуру с алебардой. И все находили, что у молодых супругов очень
миленький уголок.
Ежедневно, вставши с постели часов в одиннадцать, Ольга Ивановна
играла на рояли или же, если было солнце, писала что-нибудь
масляными красками. Потом, в первом часу, она ехала к своей
портнихе. Так как у нее и Дымова денег было очень немного, в
обрез, то, чтобы часто появляться в новых платьях и поражать
своими нарядами, ей и ее портнихе приходилось пускаться на
хитрости. Очень часто из старого перекрашенного платья, из
ничего не стоящих кусочков тюля, кружев, плюша и шелка выходили
просто чудеса, нечто обворожительное, не платье, а мечта. От
портнихи Ольга Ивановна обыкновенно ехала к какой-нибудь
знакомой актрисе, чтобы узнать театральные новости и кстати
похлопотать насчет билета к первому представлению новой пьесы
или к бенефису. От актрисы нужно было ехать в мастерскую
художника или на картинную выставку, потом к кому-нибудь из
знаменитостей — приглашать к себе, или отдать визит, или просто
поболтать. И везде ее встречали весело и дружелюбно и уверяли
ее, что она хорошая, милая, редкая... Те, которых она называла
знаменитыми и великими, принимали ее, как свою, как ровню, и
пророчили ей в один голос, что при ее талантах, вкусе и уме,
если она не разбросается, выйдет большой толк. Она пела, играла
на рояли, писала красками, лепила, участвовала в любительских
спектаклях, но всё это не как-нибудь, а с талантом; делала ли
она фонарики для иллюминации, рядилась ли, завязывала ли кому
галстук — всё у нее выходило необыкновенно художественно,
грациозно и мило. Но ни в чем ее талантливость не сказывалась
так ярко, как в ее уменье быстро знакомиться и коротко сходиться
с знаменитыми людьми. Стоило кому-нибудь прославиться хоть
немножко и заставить о себе говорить, как она уж знакомилась с
ним, в тот же день дружилась и приглашала к себе. Всякое новое
знакомство было для нее сущим праздником. Она боготворила
знаменитых людей, гордилась ими и каждую ночь видела их во сне.
Она жаждала их и никак не могла утолить своей жажды. Старые
уходили и забывались, приходили на смену им новые, но и к этим
она скоро привыкала или разочаровывалась в них и начинала жадно
искать новых и новых великих людей, находила и опять искала. Для
чего?
В пятом часу она обедала дома с мужем. Его простота, здравый
смысл и добродушие приводили ее в умиление и восторг. Она то и
дело вскакивала, порывисто обнимала его голову и осыпала ее
поцелуями.
— Ты, Дымов, умный, благородный человек, — говорила она, — но у
тебя есть один очень важный недостаток. Ты совсем не
интересуешься искусством. Ты отрицаешь и музыку, и живопись.
— Я не понимаю их, — говорил он кротко. — Я всю жизнь занимался
естественными науками и медициной, и мне некогда было
интересоваться искусствами.
— Но ведь это ужасно, Дымов!
— Почему же? Твои знакомые не знают естественных наук и
медицины, однако же ты не ставишь им этого в упрек. У каждого
свое. Я не понимаю пейзажей и опер, но думаю так: если одни
умные люди посвящают им всю свою жизнь, а другие умные люди
платят за них громадные деньги, то, значит, они нужны. Я не
понимаю, но не понимать не значит отрицать.
— Дай, я пожму твою честную руку!
После обеда Ольга Ивановна ехала к знакомым, потом в театр или
на концерт и возвращалась домой после полуночи. Так каждый день.
По средам у нее бывали вечеринки. На этих вечеринках хозяйка и
гости не играли в карты и не танцевали, а развлекали себя
разными художествами. Актер из драматического театра читал,
певец пел, художники рисовали в альбомы, которых у Ольги
Ивановны было множество, виолончелист играл, и сама хозяйка тоже
рисовала, лепила, пела и аккомпанировала. В промежутках между
чтением, музыкой и пением говорили и спорили о литературе,
театре и живописи. Дам не было, потому что Ольга Ивановна всех
дам, кроме актрис и своей портнихи, считала скучными и пошлыми.
Ни одна вечеринка не обходилась без того, чтобы хозяйка не
вздрагивала при каждом звонке и не говорила с победным
выражением лица: «Это он!», разумея под словом «он» какую-нибудь
новую приглашенную знаменитость. Дымова в гостиной не было, и
никто не вспоминал об его существовании. Но ровно в половине
двенадцатого отворялась дверь, ведущая в столовую, показывался
Дымов со своею добродушною кроткою улыбкой и говорил, потирая
руки:
— Пожалуйте, господа, закусить.
Все шли в столовую и всякий раз видели на столе одно и то же:
блюдо с устрицами, кусок ветчины или телятины, сардины, сыр,
икру, грибы, водку и два графина с вином.
— Милый мой метр-д'отель! — говорила Ольга Ивановна, всплескивая
руками от восторга. — Ты просто очарователен! Господа,
посмотрите на его лоб! Дымов, повернись в профиль. Господа,
посмотрите: лицо бенгальского тигра, а выражение доброе и милое,
как у оленя. У, милый!
Гости ели и, глядя на Дымова, думали: «В самом деле, славный
малый», но скоро забывали о нем и продолжали говорить о театре,
музыке и живописи.
Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу.
Впрочем, третья неделя их медового месяца была проведена не
совсем счастливо, даже печально. Дымов заразился в больнице
рожей, пролежал в постели шесть дней и должен был остричь догола
свои красивые черные волосы. Ольга Ивановна сидела около него и
горько плакала, но, когда ему полегчало, она надела на его
стриженую голову беленький платок и стала писать с него бедуина.
И обоим было весело. Дня через три после того, как он,
выздоровевши, стал опять ходить в больницы, с ним произошло
новое недоразумение.
— Мне не везет, мама! — сказал он однажды за обедом. — Сегодня у
меня было четыре вскрытия, и я себе сразу два пальца порезал. И
только дома я это заметил.
Ольга Ивановна испугалась. Он улыбнулся и сказал, что это
пустяки и что ему часто приходится во время вскрытий делать себе
порезы на руках.
— Я увлекаюсь, мама, и становлюсь рассеянным.
Ольга Ивановна с тревогой ожидала трупного заражения и по ночам
молилась богу, но всё обошлось благополучно. И опять потекла
мирная счастливая жизнь без печалей и тревог. Настоящее было
прекрасно, а на смену ему приближалась весна, уже улыбавшаяся
издали и обещавшая тысячу радостей. Счастью не будет конца! В
апреле, в мае и в июне дача далеко за городом, прогулки, этюды,
рыбная ловля, соловьи, а потом, с июля до самой осени, поездка
художников на Волгу, и в этой поездке, как непременный член
сосьете, будет принимать участие и Ольга Ивановна. Она уже сшила
себе два дорожных костюма из холстинки, купила на дорогу красок,
кистей, холста и новую палитру. Почти каждый день к ней приходил
Рябовский, чтобы посмотреть, какие она сделала успехи по
живописи. Когда она показывала ему свою живопись, он засовывал
руки глубоко в карманы, крепко сжимал губы, сопел и говорил:
— Так-с... Это облако у вас кричит: оно освещено не по-вечернему.
Передний план как-то сжеван, и что-то, понимаете ли, не то... А
избушка у вас подавилась чем-то и жалобно пищит... надо бы угол
этот потемнее взять. А в общем недурственно... Хвалю.
И чем он непонятнее говорил, тем легче Ольга Ивановна его
понимала.
|
|