|
А.П. Чехов -
Дом с мезонином
(Рассказ художника)
о произведении
Аудиокнига "Дом с мезонином"
А.П. Чехова
I
II
III
IV
I
Это было 6-7 лет тому назад, когда я жил в одном из уездов Т-ой
губернии, в имении помещика Белокурова, молодого человека,
который вставал очень рано, ходил в поддевке, по вечерам пил
вино и все жаловался мне, что он нигде и ни в ком не встречает
сочувствия. Он жил в саду во флигеле, а я в старом барском доме,
в громадной зале с колоннами, где не было никакой мебели, кроме
широкого дивана, на котором я спал, да еще стола, на котором я
раскладывал пасьянс. Тут всегда, даже в тихую погоду, что-то
гудело в старых амосовских печах, а во время грозы весь дом
дрожал и, казалось, трескался на части, и было немножко страшно,
особенно ночью, когда все десять больших окон вдруг освещались
молнией.
Обреченный судьбой на постоянную праздность, я не делал
решительно ничего. По целым часам я смотрел в свои окна на небо,
на птиц, на аллеи, читал все, что привозили мне с почты, спал.
Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь.
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то
незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи
растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных,
очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя
мрачную, красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошел
по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок
покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах
кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях
паука. Сильно, до духоты, пахло хвоей. Потом я повернул на
длинную липовую аллею. И тут тоже запустение и старость;
прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках
между деревьями прятались тени. Направо, в старом фруктовом
саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже
старушка. Но вот и липы кончились; я прошел мимо белого дома с
террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид
на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зеленых
ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на
которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на
меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто
я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве.
А у белых каменных ворот, которые вели со двора в поле, у
старинных крепких ворот со львами, стояли две девушки. Одна из
них, постарше, тонкая, бледная, очень красивая, с целой копной
каштановых волос на голове, с маленьким упрямым ртом, имела
строгое выражение и на меня едва обратила внимание; другая же,
больше - тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с большими
глазами, с удивлением посмотрела на меня, когда я проходил мимо,
сказала что-то по-английски и сконфузилась, и мне показалось,
что и эти два милых лица мне давно уже знакомы. И я вернулся
домой с таким чувством, как будто видел хороший сон.
Вскоре после этого, как-то в полдень, когда я и Белокуров гуляли
около дома, неожиданно, шурша по траве, въехала во двор
рессорная коляска, в которой сидела одна из тех девушек. Это
была старшая. Она приехала с подписным листом просить на
погорельцев. Не глядя на нас, она очень серьезно и обстоятельно
рассказала нам, сколько сгорело домов в селе Сиянове, сколько
мужчин, женщин и детей осталось без крова и что намерен
предпринять на первых порах погорельческий комитет, членом
которого она теперь была. Давши нам подписаться, она спрятала
лист и тотчас же стала прощаться.
- Вы совсем забыли нас, Петр Петрович, - сказала она Белокурову,
подавая ему руку. - Приезжайте, и если monsieur N. (она назвала
мою фамилию) захочет взглянуть, как живут почитатели его
таланта, и пожалует к нам, то мама и я будем очень рады.
Я поклонился.
Когда она уехала, Петр Петрович стал рассказывать. Эта девушка,
по его словам, была из хорошей семьи, и звали ее Лидией
Волчаниновой, а имение, в котором она жила с матерью и сестрой,
так же как и село на другом берегу пруда, называлось Шелковкой.
Отец ее когда-то занимал видное место в Москве и умер в чине
тайного советника. Несмотря на хорошие средства, Волчаниновы
жили в деревне безвыездно, лето и зиму, и Лидия была
учительницей в земской сяц. Она тратила на себя только эти
деньги и гордилась, что живет на собственный счет.
- Интересная семья, - сказал Белокуров. - Пожалуй, сходим к ним
как-нибудь. Они будут вам очень рады.
Как-то после обеда, в один из праздников, мы вспомнили про
Волчаниновых и отправились к ним в Шелковку. Они, мать и обе
дочери, были дома. Мать, Екатерина Павловна, когда-то,
по-видимому, красивая, теперь же сырая не по летам, больная
одышкой, грустная, рассеянная, старалась занять меня разговором
о живописи. Узнав от дочери, что я, быть может, приеду в
Шелковку, она торопливо припомнила два-три моих пейзажа, какие
видела на выставках в Москве, и теперь спрашивала, что я хотел в
них выразить. Лидия, или, как ее звали дома, Лида, говорила
больше с Белокуровым, чем со мной. Серьезная, не улыбаясь, она
спрашивала его, почему он не служит в земстве и почему до сих
пор не был ни на одном земском собрании.
- Не хорошо, Петр Петрович, - говорила она укоризненно. -
Нехорошо. Стыдно.
- Правда, Лида, правда, - соглашалась мать. - Не хорошо.
- Весь наш уезд находится в руках Балагина, - продолжала Лида,
обращаясь ко мне. - Сам он председатель управы, и все должности
в уезде роздал своим племянникам и зятьям и делает что хочет.
Надо бороться. Молодежь должна составить из себя сильную партию,
но вы видите, какая у нас молодежь. Стыдно, Петр Петрович!
Младшая сестра, Женя, пока говорили о земстве, молчала. Она не
принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не
считали взрослой и, как маленькую, называли Мисюсь, потому что в
детстве она называла так мисс, свою гувернантку. Все время она
смотрела на меня с любопытством и, когда я осматривал в альбоме
фотографии, объясняла мне: "Это дядя... Это крестный папа", - и
водила пальчиком по портретам и в это время по-детски касалась
меня своим плечом, и я близко видел ее слабую, неразвитую грудь,
тонкие плечи, косу и худенькое тело, туго стянутое поясом.
Мы играли в крокет и lawn-tennis, гуляли по саду, пили чай,
потом долго ужинали. После громадной пустой залы с колоннами мне
было как-то по себе в этом небольшом уютном доме, в котором не
было на стенах олеографий и прислуге говорили вы, и все мне
казалось молодым и чистым благодаря присутствию Лиды и Мисюсь, и
все дышало порядочностью. За ужином Лида опять говорила с
Белокуровым о земстве, о Балагине, о школьных библиотеках. Это
была живая, искренняя, убежденная девушка, и слушать ее было
интересно, хотя говорила она много и громко - быть может,
оттого, что привыкла говорить в школе. Зато мой Петр Петрович, у
которого еще со студенчества осталась манера всякий разговор
сводить на спор, говорил скучно, вяло и длинно, с явным желанием
казаться умным и передовым человеком. Жестикулируя, он опрокинул
рукавом соусник, и на скатерти образовалась большая лужа, но,
кроме меня, казалось, никто не заметил этого.
Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.
- Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на
скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает
кто-нибудь другой, - сказал Белокуров и вздохнул. - Да,
прекрасная, интеллигентная семья. Отстал я от хороших людей, ах
как отстал! А все дела, дела! Дела!
Он говорил о том, как много приходится работать, когда хочешь
стать образцовым сельским хозяином. А я думал: какой это тяжелый
и ленивый малый! Он, когда говорил о чем-нибудь серьезно, то с
напряжением тянул "э-э-э-э", и работал так же, как говорил, -
медленно, всегда опаздывая, пропуская сроки. В его деловитость я
плохо верил уже потому, что письма, которые я поручал ему
отправлять на почту, он по целым неделям таскал у себя в
кармане.
- Тяжелее всего, - бормотал он, идя рядом со мной, - тяжелее
всего, что работаешь и ни в ком не встречаешь сочувствия.
Никакого сочувствия!
|
|