|
А.
П.
Чехов - Три года
о произведении I
II
III IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
XII
XIII
XIV
XV
XVI
XVII
XII
На Святой неделе Лаптевы были в училище живописи на картинной
выставке. Отправились они туда всем домом, по-московски, взявши
с собой обеих девочек, гувернантку и Костю.
Лаптев знал фамилии всех известных художников и не пропускал ни
одной выставки. Иногда летом на даче он сам писал красками
пейзажи, и ему казалось, что у него много вкуса и что если б он
учился, то из него, пожалуй, вышел бы хороший художник. За
границей он заходил иногда к антиквариям и с видом знатока
осматривал древности и высказывал свое мнение, покупал
какую-нибудь вещь, антикварий брал с него, сколько хотел, и
купленная вещь лежала потом, забитая в ящик, в каретном сарае,
пока не исчезала неизвестно куда. Или, зайдя в эстампный
магазин, он долго и внимательно осматривал картины, бронзу,
делал разные замечания и вдруг покупал какую-нибудь лубочную
рамочку или коробку дрянной бумаги. Дома у него были картины всё
больших размеров, но плохие; хорошие же были дурно повешены.
Случалось ему не раз платить дорого за вещи, которые потом
оказывались грубою подделкой. И замечательно, что, робкий вообще
в жизни, он был чрезвычайно смел и самоуверен на картинных
выставках. Отчего?
Юлия Сергеевна смотрела на картины, как муж, в кулак или бинокль
и удивлялась, что люди на картинах как живые, а деревья как
настоящие; но она не понимала, ей казалось, что на выставке
много картин одинаковых и что вся цель искусства именно в том,
чтобы на картинах, когда смотришь на них в кулак, люди и
предметы выделялись, как настоящие.
— Это лес Шишкина, — объяснял ей муж. — Всегда он пишет одно и
то же... А вот обрати внимание: такого лилового снега никогда не
бывает... А у этого мальчика левая рука короче правой.
Когда все утомились и Лаптев пошел отыскивать Костю, чтобы ехать
домой, Юлия остановилась перед небольшим пейзажем и смотрела на
него равнодушно. На переднем плане речка, через нее бревенчатый
мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве, поле,
потом справа кусочек леса, около него костер: должно быть,
ночное стерегут. А вдали догорает вечерняя заря.
Юлия вообразила, как она сама идет по мостику, потом тропинкой,
всё дальше и дальше, а кругом тихо, кричат сонные дергачи, вдали
мигает огонь. И почему-то вдруг ей стало казаться, что эти самые
облачка, которые протянулись по красной части неба, и лес, и
поле она видела уже давно и много раз, она почувствовала себя
одинокой, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке; и там,
где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного,
вечного.
— Как это хорошо написано! — проговорила она, удивляясь, что
картина стала ей вдруг понятна. — Посмотри, Алеша! Замечаешь,
как тут тихо?
Она старалась объяснить, почему так нравится ей этот пейзаж, но
ни муж, ни Костя не понимали ее. Она всё смотрела на пейзаж с
грустною улыбкой, и то, что другие не находили в нем ничего
особенного, волновало ее; потом она начала снова ходить по залам
и осматривать картины, хотела понять их, и уже ей не казалось,
что на выставке много одинаковых картин. Когда она, вернувшись
домой, в первый раз за всё время обратила внимание на большую
картину, висевшую в зале над роялем, то почувствовала к ней
вражду и сказала:
— Охота же иметь такие картины!
И после того золотые карнизы, венецианские зеркала с цветами и
картины вроде той, что висела над роялем, а также рассуждения
мужа и Кости об искусстве уже возбуждали в ней чувство скуки и
досады, и порой даже ненависти.
Жизнь текла обыкновенно, изо дня в день, не обещая ничего
особенного. Театральный сезон уже кончился, наступало теплое
время. Погода всё время стояла превосходная. Как-то утром
Лаптевы собрались в окружный суд послушать Костю, который
защищал кого-то по назначению суда. Они замешкались дома и
приехали в суд, когда уже начался допрос свидетелей. Обвинялся
запасный рядовой, в краже со взломом. Было много
свидетельниц-прачек; они показывали, что подсудимый часто бывал
у хозяйки, содержательницы прачечной; под Воздвиженье он пришел
поздно вечером и стал просить денег, чтобы опохмелиться, но
никто ему не дал: тогда он ушел, но через чае вернулся и принес
с собой пива и мятных пряников для девушек. Пили и пели песни
почти до рассвета, а когда утром хватились, то замок у входа на
чердак был сломан и из белья пропало: три мужских сорочки, юбка
и две простыни. Костя у каждой свидетельницы спрашивал
насмешливо: не пила ли она под Воздвиженье того пива, которое
принес подсудимый? Очевидно, он гнул к тому, что прачки сами
себя обокрали. Говорил он свою речь без малейшего волнения,
сердито глядя на присяжных.
Он объяснял, что такое кража со взломом и простая кража. Говорил
очень подробно, убедительно, обнаруживая необыкновенную
способность говорить долго и серьезным тоном о том, что давно
уже всем известно. И трудно было понять, чего, собственно, он
хочет? Из его длинной речи присяжный заседатель мог сделать
только такой вывод: «взлом был, но кражи не было, так как белье
пропили сами прачки, а если кража была, то без взлома». Но,
очевидно, он говорил именно то, что нужно, так как речь его
растрогала присяжных в публику и очень понравилась. Когда
вынесли оправдательный приговор, Юлия закивала головой Косте и
потом крепко пожала ему руку.
В мае Лаптевы переехали на дачу в Сокольники. В это время Юлия
была уже беременна.
|
|