|
Мужики
- Чехов А.
П.
о произведении I II
III IV V
VI VII
VIII IX
VIII
Приходская церковь была в шести верстах, в Косогорове, и в
ней бывали только по нужде, когда нужно было крестить, венчаться
или отпевать; молиться же ходили за реку. В праздники, в хорошую
погоду, девушки наряжались и уходили толпой к обедне, и было
весело смотреть, как они в своих красных, желтых и зеленых
платьях шли через луг; в дурную же погоду все сидели дома.
Говели в приходе. С тех, кто в Великом посту не успевал
отговеться, батюшка на Святой, обходя с крестом избы, брал по 15
копеек.
Старик не верил в бога, потому что почти никогда не думал о нем;
он признавал сверхъестественное, но думал, что это может
касаться одних лишь баб, и когда говорили при нем о религии или
чудесном и задавали ему какой-нибудь вопрос, то он говорил
нехотя, почесываясь:
— А кто ж его знает!
Бабка верила, но как-то тускло; все перемешалось в ее памяти, и
едва она начинала думать о грехах, о смерти, о спасении души,
как нужда и заботы перехватывали ее мысль, и она тотчас же
забывала, о чем думала. Молитв она не помнила и обыкновенно по
вечерам, когда спать, становилась перед образами и шептала:
— Казанской божьей матери, Смоленской божьей матери, Троеручицы
божьей матери...
Марья и Фекла крестились, говели каждый год, но ничего не
понимали. Детей не учили молиться, ничего не говорили им о боге,
не внушали никаких правил и только запрещали в пост есть
скоромное. В прочих семьях было почти то же: мало кто верил,
мало кто понимал. В то же время все любили священное писание,
любили нежно, благоговейно, но не было книг, некому было читать
и объяснять, и за то, что Ольга иногда читала евангелие, ее
уважали и все говорили ей и Саше «вы».
Ольга часто уходила на храмовые праздники и молебны в соседние
села и в уездный город, в котором было два монастыря и двадцать
семь церквей. Она была рассеянна и, пока ходила на богомолье,
совершенно забывала про семью и только, когда возвращалась
домой, делала вдруг радостное открытие, что у нее есть муж и
дочь, и тогда говорила, улыбаясь и сияя:
— Бог милости прислал!
То, что происходило в деревне, казалось ей отвратительным и
мучило ее. На Илью пили, на Успенье пили, на Воздвиженье пили.
На Покров в Жукове был приходский праздник, и мужики по этому
случаю пили три дня; пропили 50 рублей общественных денег и
потом еще со всех дворов собирали на водку. В первый день у
Чикильдеевых зарезали барана и ели его утром, в обед и вечером,
ели помногу, и потом еще ночью дети вставали, чтобы поесть.
Кирьяк все три дня был страшно пьян, пропил все, даже шапку и
сапоги, и так бил Марью, что ее отливали водой. А потом всем
было стыдно и тошно.
Впрочем, и в Жукове, в этой Холуевке, происходило раз настоящее
религиозное торжество. Это было в августе, когда по всему уезду,
из деревни в деревню, носили Живоносную. В тот день, когда ее
ожидали в Жукове, было тихо и пасмурно. Девушки еще с утра
отправились навстречу иконе в своих ярких нарядных платьях и
принесли ее под вечер, с крестным ходом, с пением, и в это время
за рекой трезвонили. Громадная толпа своих и чужих запрудила
улицу; шум, пыль, давка... И старик, и бабка, и Кирьяк — все
протягивали руки к иконе, жадно глядели на нее и говорили,
плача:
— Заступница, матушка! Заступница!
Все как будто вдруг поняли, что между землей и небом не пусто,
что не все еще захватили богатые и сильные, что есть еще защита
от обид, от рабской неволи, от тяжкой, невыносимой нужды, от
страшной водки.
— Заступница, матушка! — рыдала Марья. — Матушка!
Но отслужили молебен, унесли икону, и все пошло по-старому, и
опять послышались из трактира грубые, пьяные голоса.
Смерти боялись только богатые мужики, которые чем больше
богатели, тем меньше верили в бога и в спасение души, и лишь из
страха перед концом земным, на всякий случай, ставили свечи и
служили молебны. Мужики же победнее не боялись смерти. Старику и
бабке говорили прямо в глаза, что они зажились, что им умирать
пора, и они ничего. Не стеснялись говорить в присутствии Николая
Фекле, что когда Николай умрет, то ее мужу, Денису, выйдет
льгота — вернут со службы домой. А Марья не только не боялась
смерти, но даже жалела, что она так долго не приходит, и бывала
рада, когда у нее умирали дети.
Смерти не боялись, зато ко всем болезням относились с
преувеличенным страхом. Довольно было пустяка — расстройства
желудка, легкого озноба, как бабка уже ложилась на печь,
куталась и начинала стонать громко и непрерывно: «Умира-а-ю!»
Старик спешил за священником, и бабку приобщали и соборовали.
Очень часто говорили о простуде, о глистах, о желваках, которые
ходят в животе и подкатывают к сердцу. Больше всего боялись
простуды и потому даже летом одевались тепло и грелись на печи.
Бабка любила лечиться и часто ездила в больницу, где говорила,
что ей не 70, а 58 лет; она полагала, что если доктор узнает ее
настоящие годы, то не станет ее лечить и скажет, что ей впору
умирать, а не лечиться. В больницу обыкновенно уезжала она рано
утром, забрав с собою двух-трех девочек, и возвращалась вечером,
голодная и сердитая, — с каплями для себя и с мазями для
девочек. Раз возила она и Николая, который потом недели две
принимал капли и говорил, что ему стало легче.
Бабка знала всех докторов, фельдшеров и знахарей на тридцать
верст кругом, и ни один ей не нравился. На Покров, когда
священник обходил с крестом избы, дьячок сказал ей, что в городе
около острога живет старичок, бывший военный фельдшер, который
лечит очень хорошо, и посоветовал ей обратиться к нему. Бабка
послушалась. Когда выпал первый снег, она съездила в город и
привезла старичка, бородатого, длиннополого выкреста, у которого
все лицо было покрыто синими жилками. Как раз в это время в избе
работали поденщики: старик портной в страшных очках кроил из
лохмотьев жилетку, и два молодых парня валяли из шерсти валенки;
Кирьяк, которого уволили за пьянство и который жил теперь дома,
сидел рядом с портным и починял хомут. И в избе было тесно,
душно и смрадно. Выкрест осмотрел Николая и сказал, что
необходимо поставить банки.
Он ставил банки, а старик портной, Кирьяк и девочки стояли и
смотрели, и им казалось, что они видят, как из Николая выходит
болезнь. И Николай тоже смотрел, как банки, присосавшись к
груди, мало-помалу наполнялись темною кровью, и чувствовал, что
из него в самом деле как будто что-то выходит, и улыбался от
удовольствия.
— Оно хорошо, — говорил портной. — Дай бог, чтоб на пользу.
Выкрест поставил двенадцать банок и потом еще двенадцать,
напился чаю и уехал. Николай стал дрожать; лицо у него осунулось
и, как говорили бабы, сжалось в кулачок; пальцы посинели. Он
кутался и в одеяло, и в тулуп, но становилось все холоднее. К
вечеру он затосковал; просил, чтобы его положили на пол, просил,
чтобы портной не курил, потом затих под тулупом и к утру умер.
|
|