|
А
П Чехов - <Н. М. Пржевальский>
Н. М. Пржевальский, умирая, просил, чтобы его похоронили на
берегу
озера Иссык-Куль. Умирающему бог дал силы совершить еще один
подвиг -
подавить в себе чувство тоски по родной земле и отдать свою
могилу
пустыне. Такие люди, как покойный, во все века и во всех
обществах, помимо
ученых и государственных заслуг, имели еще громадное
воспитательное
значение. Один Пржевальский или один Стэнли стоят десятка
учебных
заведений и сотни хороших книг. Их идейность, благородное
честолюбие,
имеющее в основе честь родины и науки, их упорное, никакими
лишениями,
опасностями и искушениями личного счастья непобедимое стремление
к раз
намеченной цели, богатство их знаний и трудолюбие, привычка к
зною, к
голоду, к тоске по родине, к изнурительным лихорадкам, их
фанатическая
вера в христианскую цивилизацию и в науку делают их в глазах
народа
подвижниками, олицетворяющими высшую нравственную силу. А где
эта сила,
перестав быть отвлеченным понятием, олицетворяется одним или
десятком
живых людей, там и могучая школа. Недаром Пржевальского,
Миклуху-Маклая и
Ливингстона знает каждый школьник и недаром по тем путям, где
проходили
они, народы составляют о них легенды. Изнеженный десятилетний
мальчик-гимназист мечтает бежать в Америку или Африку совершать
подвиги -
это шалость, но не простая; безграмотный абхазец говорит
вздорные сказки
об Андрее Первозванном, но это не простой вздор. Это слабые
симптомы той
доброкачественной заразы, какая неминуемо распространяется по
земле от
подвига.
В наше больное время, когда европейскими обществами обуяли лень,
скука жизни и неверие, когда всюду в странной взаимной
комбинации царят
нелюбовь к жизни и страх смерти, когда даже лучшие люди сидят
сложа руки,
оправдывая свою лень и свой разврат отсутствием определенной
цели в жизни,
подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и
жизнерадостный
элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают. Их
личности -
это живые документы, указывающие обществу, что кроме людей,
ведущих споры
об оптимизме и пессимизме, пишущих от скуки неважные повести,
ненужные
проекты и дешевые диссертации, развратничающих во имя отрицания
жизни и
лгущих ради куска хлеба, что кроме скептиков, мистиков,
психопатов,
иезуитов, философов, либералов и консерваторов, есть еще люди
иного
порядка, люди подвига, веры и ясно сознанной цели. Если
положительные
типы, создаваемые литературою, составляют ценный воспитательный
материал,
то те же самые типы, даваемые самою жизнью, стоят вне всякой
цены. В этом
отношении такие люди, как Пржевальский, дороги особенно тем, что
смысл их
жизни, подвиги, цели и нравственная физиономия доступны
пониманию даже
ребенка. Всегда так было, что чем ближе человек стоит к истине,
тем он
проще и понятнее. Понятно, чего ради Пржевальский лучшие годы
своей жизни
провел в Центральной Азии, понятен смысл тех опасностей и
лишений, каким
он подвергал себя, понятны весь ужас его смерти вдали от родины
и его
предсмертное желание - продолжать свое дело после смерти,
оживлять своею
могилою пустыню... Читая его биографию, никто не спросит: зачем?
почему?
какой тут смысл? Но всякий скажет: он прав.
|
|