|
|
А П Чехов - Фантастический театр ЛентовскогоДля москвичей, которые осуждены судьбой провести все лето в облаках пыли, нюхать в продолжение целого лета смесь тысячи мерзопакостнейших запахов и обливаться день и ночь потом, фантастический театр г. Лентовского новинка слишком приятная.Некоторое время мы сердились на почтеннейшего Михаила Валентиновича. Нам надоели все те дары, которые он подносил нам с усердием крыловского Демьяна. Его "Корневильские колокола", "Жирофле-Жирофля", русский хор с своими неизменными флейтами и плясовой, несменяемый г. Гулевич, рассказывающий анекдоты, которые знавал еще и Голиаф, стрельба в цель, фокусы, приводящие в восторг одних только гимназистов, - все это так старо и так пресно! Мы возроптали и роптали бы до сегодня, если бы г. Лентовский не поднес нам презента в виде выдуманного им самим фантастического театра; за что мы делаем ему чувствительнейший реверанс... Театр сей воздвигнут на стогнах сада Эрмитаж, в одном из тех пустопорожних мест, которые доселе были ни богу свечкой, ни черту кочергой. О начале представления дают знать звоном в здоровеннейший, вокзальный колокол... Вообразите себе лес. В лесу поляна. На поляне огромнейшим брандмауэром возвышается более всех уцелевшая стена стариннейшего, средневекового замка. Стена давно уже облупилась; она поросла мхом, лебедой и крапивой. Она одна уже дает вам некоторое представление о тех поэтических руинах, которые вы так привыкли встречать в иностранных романах. От этой стены к зрителю и в стороны идут более и совсем уже развалившиеся стены замка. Из-за развалин сиротливо и угрюмо выглядывают деревья, бывшие свидетелями тех благообразий и безобразий, которые совершались во время оно в замке. Деревья высушены временем; они голы. На площадке, которая окружена развалинами и была прежде "полами" замка, заседает публика. Пересечения стен и разрушившихся простенков изображают собой ложи. Вокруг замка рвы, в которых теряются ваши глаза... Во рвах разноцветные, фантастические огни с тенями и полутенями... Все прелестно, фантастично, волшебно. Не хватает только летающих сов, соловья, поющего те же самые песни, которые пелись около замка, когда он еще не был разрушен... Не хватает и плеска моря... Будь слышен плеск моря, мы припомнили бы Горацио, который говорил Гамлету: Подумайте! Одна пустыня места, Развалины освещены электричеством. Нам кажется, что стена с занавесом освещена слишком. Искусственное освещение, пущенное неумеренно, стушевывает несколько фантастичность. Суть вся, разумеется, в фантастичности. Нужно стараться, чтобы
фантастичность не пропадала во все время, пока зритель глядит на
развалины; иначе пропадет очарование. Очарование пропадает
бесследно,
когда занавес, устроенный в одной из стен, распадается и вы
видите на
банальной сцене банального водевильного любовника, ревнивых
мужей и
бешеных тещ или хохла, говорящего так же по-хохлацки, как
армянин
по-русски. По нашему мнению, водевили, дающиеся на сцене
фантастического
театра, нужно заменить чем-нибудь другим, не портящим общего
впечатления.
Чем заменить - не станем советовать. У г. Лентовского есть
изрядный вкус,
есть уменье, есть и желанье. Эти три двигателя, которые
поставили на
настоящие ноги наше "Эрмитажное" дело, посоветуют ему лучше нас.
Если позволит место, мы в следующих номерах изобразим
описываемый
театр и карандашом. Увидев его на картинке, вы не поверите, что
он
"сделан". Вы скажете, что это настоящие руины...
|
|
|