|
А.П. Чехов -
Спать хочется
о произведении
Ночь. Нянька Варька, девочка лет тринадцати,
качает колыбель, в которой лежит ребенок, и чуть слышно
мурлычет:
Баю-баюшки-баю,
А я песенку спою...
Перед образом горит зеленая лампадка; через всю комнату от угла
до угла тянется веревка, на которой висят пеленки и большие
черные панталоны. От лампадки ложится на потолок большое зеленое
пятно, а пеленки и панталоны бросают длинные тени на печку,
колыбель, на Варьку... Когда лампадка начинает мигать, пятно и
тени оживают и приходят в движение, как от ветра. Душно. Пахнет
щами и сапожным товаром.
Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но всё еще
кричит и неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать.
Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может
шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее
высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как
булавочная головка.
— Баю-баюшки-баю, — мурлычет она, — тебе кашки наварю...
В печке кричит сверчок. В соседней комнате, за дверью,
похрапывают хозяин и подмастерье Афанасий... Колыбель жалобно
скрипит, сама Варька мурлычет — и всё это сливается в ночную,
убаюкивающую музыку, которую так сладко слушать, когда ложишься
в постель. Теперь же эта музыка только раздражает и гнетет,
потому что она вгоняет в дремоту, а спать нельзя; если Варька,
не дай бог, уснет, то хозяева прибьют ее.
Лампадка мигает. Зеленое пятно и тени приходят в движение, лезут
в полуоткрытые, неподвижные глаза Варьки и в ее наполовину
уснувшем мозгу складываются в туманные грезы. Она видит темные
облака, которые гоняются друг за другом по вебу и кричат, как
ребенок. Но вот подул ветер, пропали облака, и Варька видит
широкое шоссе, покрытое жидкою грязью; по шоссе тянутся обозы,
плетутся люди с котомками на спинах, носятся взад и вперед
какие-то тени; по обе стороны сквозь холодный, суровый туман
видны леса. Вдруг люди с котомками и тени надают на землю в
жидкую грязь. — «Зачем это?» — спрашивает Варька. — «Спать,
спать!» — отвечают ей. И они засыпают крепко, спят сладко, а на
телеграфных проволоках сидят вороны и сороки, кричат, как
ребенок, и стараются разбудить их.
— Баю-баюшки-баю, а я песенку спою... — мурлычет Варька и уже
видит себя в темной, душной избе.
На полу ворочается ее покойный отец Ефим Степанов. Она не видит
его, но слышит, как он катается от боли по полу и стонет. У
него, как он говорит, «разыгралась грыжа». Боль так сильна, что
он не может выговорить ни одного слова и только втягивает в себя
воздух и отбивает зубами барабанную дробь:
— Бу-бу-бу-бу...
Мать Пелагея побежала в усадьбу к господам сказать, что Ефим
помирает. Она давно уже ушла и пора бы ей вернуться. Варька
лежит на печи, не спит и прислушивается к отцовскому «бу-бу-бу».
Но вот слышно, кто-то подъехал к избе. Это господа прислали
молодого доктора, который приехал к ним из города в гости.
Доктор входит в избу; его не видно в потемках, но слышно, как он
кашляет и щелкает дверью.
— Засветите огонь, — говорит он.
— Бу-бу-бу... — отвечает Ефим.
Пелагея бросается к печке и начинает искать черепок со спичками.
Проходит минута в молчании. Доктор, порывшись в карманах,
зажигает свою спичку.
— Сейчас, батюшка, сейчас, — говорит Пелагея, бросается вон из
избы и немного погодя возвращается с огарком.
Щеки у Ефима розовые, глаза блестят и взгляд как-то особенно
остр, точно Ефим видит насквозь и избу и доктора.
— Ну, что? Что ты это вздумал? — говорит доктор, нагибаясь к
нему. — Эге! Давно ли это у тебя?
— Чего-с? Помирать, ваше благородие, пришло время... Не быть мне
в живых...
— Полно вздор говорить... Вылечим!
— Это как вам угодно, ваше благородие, благодарим покорно, а
только мы понимаем... Коли смерть пришла, что уж тут.
Доктор с четверть часа возится с Ефимом; потом поднимается и
говорит:
— Я ничего не могу поделать... Тебе нужно в больницу ехать, там
тебе операцию сделают. Сейчас же поезжай... Непременно поезжай!
Немножко поздно, в больнице все уже спят, но это ничего, я тебе
записочку дам. Слышишь?
— Батюшка, да на чем же он поедет? — говорит Пелагея. — У нас
нет лошади.
— Ничего, я попрошу господ, они дадут лошадь.
Доктор уходит, свеча тухнет, и опять слышится «бу-бу-бу»...
Спустя полчаса к избе кто-то подъезжает. Это господа прислали
тележку, чтобы ехать в больницу. Ефим собирается и едет...
Но вот наступает хорошее, ясное утро. Пелагеи нет дома: она
пошла в больницу узнать, что делается с Ефимом. Где-то плачет
ребенок, и Варька слышит, как кто-то ее голосом поет:
— Баю-баюшки-баю, а я песенку спою...
Возвращается Пелагея; она крестится и шепчет:
— Ночью вправили ему, а к утру богу душу отдал... Царство
небесное, вечный покой... Сказывают, поздно захватили... Надо бы
раньше...
Варька идет в лес и плачет там, но вдруг кто-то бьет ее по
затылку с такой силой, что она стукается лбом о березу. Она
поднимает глаза и видит перед собой хозяина-сапожника.
— Ты что же это, паршивая? — говорит он. — Дитё плачет, а ты
спишь?
Он больно треплет ее за ухо, а она встряхивает головой, качает
колыбель и мурлычет свою песню Зеленое пятно и тени от панталон
и пеленок колеблются, мигают ей и скоро опять овладевают ее
мозгом. Опять она видит шоссе, покрытое жидкою грязью. Люди с
котомками на спинах и тени разлеглись и крепко спят. Глядя на
них, Варьке страстно хочется спать; она легла бы с наслаждением,
но мать Пелагея идет рядом и торопит ее. Обе они спешат в город
наниматься.
— Подайте милостынки Христа ради! — просит мать у встречных. —
Явите божескую милость, господа милосердные!
— Подай сюда ребенка! — отвечает ей чей-то знакомый голос. —
Подай сюда ребенка! — повторяет тот же голос, но уже сердито и
резко. — Слышишь, подлая?
Варька вскакивает и, оглядевшись, понимает, в чем дело: нет ни
шоссе, ни Пелагеи, ни встречных, а стоит посреди комнатки одна
только хозяйка, которая пришла покормить своего ребенка. Пока
толстая, плечистая хозяйка кормит и унимает ребенка, Варька
стоит, глядит на нее и ждет, когда она кончит. А за окнами уже
синеет воздух, тени и зеленое пятно на потолке заметно бледнеют.
Скоро утро.
— Возьми! — говорит хозяйка, застегивая на груди сорочку. —
Плачет. Должно, сглазили.
Варька берет ребенка, кладет его в колыбель и опять начинает
качать. Зеленое пятно и тени мало-помалу исчезают и уж некому
лезть в ее голову и туманить мозг. А спать хочется по-прежнему,
ужасно хочется! Варька кладет голову на край колыбели и качается
всем туловищем, чтобы пересилить сон, но глаза все-таки
слипаются и голова тяжела.
— Варька, затопи печку! — раздается за дверью голос хозяина.
Значит, уже пора вставать и приниматься за работу. Варька
оставляет колыбель и бежит в сарай за дровами. Она рада. Когда
бегаешь и ходишь, спать уже не так хочется, как в сидячем
положении. Она приносит дрова, топит печь и чувствует, как
расправляется ее одеревеневшее лицо и как проясняются мысли.
— Варька, поставь самовар! — кричит хозяйка.
Варька колет лучину, но едва успевает зажечь их и сунуть в
самовар, как слышится новый приказ:
— Варька, почисть хозяину калоши!
Она садится на пол, чистит калоши и думает, что хорошо бы сунуть
голову в большую, глубокую калошу и подремать в ней немножко...
И вдруг калоша растет, пухнет, наполняет собою всю комнату,
Варька роняет щетку, но тотчас же встряхивает головой, пучит
глаза и старается глядеть так, чтобы предметы не росли а не
двигались в ее глазах.
— Варька, помой снаружи лестницу, а то от заказчиков совестно!
Варька моет лестницу, убирает комнаты, потом топит другую печь и
бежит в лавочку. Работы много, нет ни одной минуты свободной.
Но ничто так не тяжело, как стоять на одном месте перед кухонным
столом и чистить картошку. Голову тянет к столу, картошка рябит
в глазах, нож валится из рук, а возле ходит толстая, сердитая
хозяйка с засученными рукавами и говорит так громко, что звенит
в ушах. Мучительно также прислуживать за обедом, стирать, шить.
Бывают минуты, когда хочется, ни на что не глядя, повалиться на
пол и спать.
День проходит. Глядя, как темнеют окна, Варька сжимает себе
деревенеющие виски и улыбается, сама не зная чего ради. Вечерняя
мгла ласкает ее слипающиеся глаза и обещает ей скорый, крепкий
сон. Вечером к хозяевам приходят гости.
— Варька, ставь самовар! — кричит хозяйка.
Самовар у хозяев маленький, и прежде чем гости напиваются чаю,
приходится подогревать его раз пять. После чаю Варька стоит
целый час на одном месте, глядит на гостей и ждет приказаний.
— Варька, сбегай купи три бутылки пива!
Она срывается с места и старается бежать быстрее, чтобы прогнать
сон.
— Варька, сбегай за водкой! Варька, где штопор? Варька, почисть
селедку!
Но вот наконец гости ушли; огни тушатся, хозяева ложатся спать.
— Варька, покачай ребенка! — раздается последний приказ.
В печке кричит сверчок; зеленое пятно на потолке и тени от
панталон и пеленок опять лезут в полуоткрытые глаза Варьки,
мигают и туманят ей голову.
— Баю-баюшки-баю, — мурлычет она, — а я песенку спою...
А ребенок кричит и изнемогает от крика. Варька видит опять
грязное шоссе, людей с котомками, Пелагею, отца Ефима. Она всё
понимает, всех узнает, по сквозь полусон она не может только
никак понять той силы, которая сковывает ее по рукам и по ногам,
давит ее и мешает ей жить. Она оглядывается, ищет эту силу,
чтобы избавиться от нее, но не находит. Наконец, измучившись,
она напрягает все свои силы и зрение, глядит вверх на мигающее
зеленое пятно и, прислушавшись к крику, находит врага, мешающего
ей жить.
Этот враг — ребенок.
Она смеется. Ей удивительно: как это раньше она не могла понять
такого пустяка? Зеленое пятно, тени и сверчок тоже, кажется,
смеются и удивляются.
Ложное представление овладевает Варькой. Она встает с табурета
и, широко улыбаясь, не мигая глазами, прохаживается по комнате.
Ей приятно и щекотно от мысли, что она сейчас избавится от
ребенка, сковывающего ее по рукам и ногам... Убить ребенка, а
потом спать, спать, спать...
Смеясь, подмигивая и грозя зеленому пятну пальцами, Варька
подкрадывается к колыбели и наклоняется к ребенку. Задушив его,
она быстро ложится на пол, смеется от радости, что ей можно
спать, и через минуту спит уже крепко, как мертвая...
|
|