|
А.П. Чехов -
Накануне поста
о произведении
— Павел Васильич! — будит Пелагея Ивановна
своего мужа. — А Павел Васильич! Ты бы пошел позанимался со
Степой, а то он сидит над книгой и плачет. Опять чего-то не
понимает!
Павел Васильич поднимается, крестит зевающий рот и говорит
мягко:
— Сейчас, душенька!
Кошка, спящая рядом с ним, тоже поднимается, вытягивает хвост,
перегибает спину и жмурится. Тишина... Слышно, как за обоями
бегают мыши. Надев сапоги и халат, Павел Васильич, помятый и
хмурый спросонок, идет из спальни в столовую; при его появлении
другая кошка, которая обнюхивала на окне рыбное заливное,
прыгает с окна на пол и прячется за шкаф.
— Просили тебя нюхать! — сердится он, накрывая рыбу газетной
бумагой. — Свинья ты после этого, а не кошка...
Из столовой дверь ведет в детскую. Тут за столом, покрытым
пятнами и глубокими царапинами, сидит Степа, гимназист второго
класса, с капризным выражением лица и с заплаканными глазами.
Приподняв колени почти до подбородка и охватив их руками, он
качается, как китайский болванчик, и сердито глядит в задачник.
— Учишься? — спрашивает Павел Васильич, подсаживаясь к столу и
зевая. — Так, братец ты мой... Погуляли, поспали, блинов
покушали, а завтра сухоядение, покаяние и на работу пожалуйте.
Всякий период времени имеет свой предел. Что это у тебя глаза
заплаканные? Зубренция одолела? Знать, после блинов противно
науками питаться? То-то вот оно и есть.
— Да ты что там над ребенком смеешься? — кричит из другой
комнаты Пелагея Ивановна. — Чем смеяться, показал бы лучше! Ведь
он завтра опять единицу получит, горе мое!
— Ты чего не понимаешь? — спрашивает Павел Васильич у Степы.
— Да вот... деление дробей! — сердито отвечает тот. — Деление
дроби на дробь...
— Гм... чудак! Что же тут? Тут и понимать нечего. Отзубри
правило, вот и всё... Чтобы разделить дробь на дробь, то для
этой цели нужно числителя первой дроби помножить на знаменателя
второй, и это будет числителем частного... Ну-с, засим
знаменатель первой дроби...
— Я это и без вас знаю! — перебивает его Степа, сбивая щелчком
со стола ореховую скорлупу. — Вы покажите мне доказательство!
— Доказательство? Хорошо, давай карандаш. Слушай. Положим, нам
нужно семь восьмых разделить на две пятых. Так-с. Механика тут в
том, братец ты мой, что требуется эти дроби разделить друг на
дружку... Самовар поставили?
— Не знаю.
— Пора уж чай пить... Восьмой час. Ну-с, теперь слушай. Будем
так рассуждать. Положим, нам нужно разделить семь восьмых не на
две пятых, а на два, то есть только на числителя. Делим. Что же
получается?
— Семь шестнадцатых.
— Так. Молодец. Ну-с, штукенция в том, братец ты мой, что мы...
что, стало быть, если мы делили на два, то... Постой, я сам
запутался. Помню, у нас в гимназии учителем арифметики был
Сигизмунд Урбаныч, из поляков. Так тот, бывало, каждый урок
путался. Начнет теорему доказывать, спутается и побагровеет весь
и по классу забегает, точно его шилом кто-нибудь в спину, потом
раз пять высморкается и начнет плакать. Но мы, знаешь,
великодушны были, делали вид, что не замечаем. «Что с вами,
спрашиваем, Сигизмунд Урбаныч? У вас зубы болят?» И скажи,
пожалуйста, весь класс из разбойников состоял, из сорвиголов,
но, понимаешь ты, великодушны были! Таких маленьких, как ты, в
мое время не было, а всё верзилы, этакие балбесы, один другого
выше. К примеру сказать, у нас в третьем классе был Мамахин:
господи, что за дубина! Понимаешь ты, дылда в сажень ростом,
идет — пол дрожит, хватит кулачищем по спине — дух вон! Не то,
что мы, даже учителя его боялись. Так вот этот самый Мамахин,
бывало...
За дверью слышатся шаги Пелагеи Ивановны. Павел Васильич мигает
на дверь и шепчет:
— Мать идет. Давай заниматься. Ну, так вот, братец ты мой, —
возвышает он голос, — эту дробь надо помножить на эту. Ну-с, а
для этого нужно числителя первой дроби пом...
— Идите чай пить! — кричит Пелагея Ивановна.
Павел Васильич и его сын бросают арифметику и идут пить чай. А в
столовой уже сидит Пелагея Ивановна и с ней тетенька, которая
всегда молчит, и другая тетенька, глухонемая, и бабушка Марковна
— повитуха, принимавшая Степу. Самовар шипит и пускает пар, от
которого на потолке ложатся большие волнистые тени. Из передней,
задрав вверх хвосты, входят кошки, заспанные, меланхолические...
— Пей, Марковна, с вареньем, — обращается Пелагея Ивановна к
повитухе, — завтра пост великий, наедайся сегодня!
Марковна набирает полную ложечку варенья, нерешительно, словно
порох, подносит ко рту и, покосившись на Павла Васильича, ест;
тотчас же ее лицо покрывается сладкой улыбкой, такой же сладкой,
как само варенье.
— Варенье очень даже отличное, — говорит она. — Вы, матушка,
Пелагея Ивановна, сами изволили варить?
— Сама. Кому же другому? Я всё сама. Степочка, я тебе не жидко
чай налила? Ах, ты уже выпил! Давай, ангелочек мой, я тебе еще
налью.
— Так вот этот самый Мамахин, братец ты мой, — продолжает Павел
Васильич, поворачиваясь к Степе, — терпеть не мог учителя
французского языка. «Я, кричит, дворянин и не позволю, чтоб
француз надо мною старшим был! Мы, кричит, в двенадцатом году
французов били!» Ну, его, конечно, пороли... си-ильно пороли! А
он, бывало, как заметит, что его пороть хотят, прыг в окно и был
таков! Этак дней пять-шесть потом в гимназию не показывается.
Мать приходит к директору, молит Христом-богом: «Господин
директор, будьте столь добры, найдите моего Мишку, посеките его,
подлеца!» А директор ей: «Помилуйте, сударыня, у нас с ним пять
швейцаров не справятся!»
— Господи, уродятся же такие разбойники! — шепчет Пелагея
Ивановна, с ужасом глядя на мужа. — Каково-то бедной матери!
Наступает молчание. Степа громко зевает и рассматривает на
чайнице китайца, которого он видел уж тысячу раз. Обе тетеньки и
Марковна осторожно хлебают из блюдечек. В воздухе тишина и
духота от печки... На лицах и в движениях лень, пресыщение,
когда желудки до верха полны, а есть все-таки нужно. Убираются
самовар, чашки и скатерть, а семья всё сидит за столом...
Пелагея Ивановна то и дело вскакивает и с выражением ужаса на
лице убегает в кухню, чтобы поговорить там с кухаркой насчет
ужина. Обе тетеньки сидят в прежних позах, неподвижно, сложив
ручки на груди, и дремлют, поглядывая своими оловянными глазками
на лампу. Марковна каждую минуту икает и спрашивает:
— Отчего это я икаю? Кажется, и не кушала ничего такого... и
словно бы не пила.. Ик!
Павел Васильич и Степа сидят рядом, касаясь друг друга головами,
и, нагнувшись к столу, рассматривают «Ниву» 1878 года.
— «Памятник Леонардо да-Винчи перед галлереей Виктора Эмануила в
Милане». Ишь ты... Вроде как бы триумфальные ворота... Кавалер с
дамой... А там вдали человечки...
— Этот человечек похож на нашего гимназиста Нискубина, — говорит
Степа.
— Перелистывай дальше... «Хоботок обыкновенной мухи, видимый в
микроскоп». Вот так хоботок! Ай да муха! Что же, брат, будет,
ежели клопа под микроскопом поглядеть? Вот гадость!
Старинные часы в зале сипло, точно простуженные, не бьют, а
кашляют ровно десять раз. В столовую входит кухарка Анна и — бух
хозяину в ноги!
— Простите Христа ради, Павел Васильич! — говорит она,
поднимаясь вся красная.
— Прости и ты меня Христа ради, — отвечает Павел Васильич
равнодушно.
Анна тем же порядком подходит к остальным членам семьи, бухает в
ноги и просит прощенья. Минует она одну только Марковну,
которую, как неблагородную, считает недостойной поклонения.
Проходит еще полчаса в тишине и спокойствии... «Нива» лежит уже
на диване, и Павел Васильич, подняв вверх палец, читает наизусть
латинские стихи, которые он выучил когда-то в детстве. Степа
глядит на его палец с обручальным кольцом, слушает непонятную
речь и дремлет; трет кулаками глаза, а они у него еще больше
слипаются.
— Пойду спать... — говорит он, потягиваясь и зевая.
— Что? Спать? — спрашивает Пелагея Ивановна. — А заговляться?
— Я не хочу.
— Да ты в своем уме? — пугается мамаша. — Как же можно не
заговляться? Ведь во весь пост не дадут тебе скоромного!
Павел Васильич тоже пугается.
— Да, да, брат, — говорит он. — Семь недель мать не даст
скоромного. Нельзя, надо заговеться.
— Ах, да мне спать хочется! — капризничает Степа.
— В таком случае накрывайте скорей на стол! — кричит
встревоженно Павел Васильич. — Анна, что ты там, дура, сидишь?
Иди поскорей, накрывай на стол!
Пелагея Ивановна всплескивает руками и бежит в кухню с таким
выражением, как будто в доме пожар.
— Скорей! Скорей! — слышится по всему дому. — Степочка спать
хочет! Анна! Ах боже мой, что же это такое? Скорей!
Через пять минут стол уже накрыт. Кошки опять, задрав вверх
хвосты, выгибая спины и потягиваясь, сходятся в столовую...
Семья начинает ужинать. Есть никому не хочется, у всех желудки
переполнены, но есть все-таки нужно.
|
|