|
А.П. Чехов -
Житейская мелочь
о произведении
Николай Ильич Беляев, петербургский
домовладелец, бывающий часто на скачках, человек молодой, лет
тридцати двух, упитанный, розовый, как-то под вечер зашел к
госпоже Ирниной, Ольге Ивановне, с которою он жил, или, по его
выражению, тянул скучный и длинный роман. И в самом деле, первые
страницы этого романа, интересные и вдохновенные, давно уже были
прочтены; теперь страницы тянулись и всё тянулись, не
представляя ничего ни нового, ни интересного.
Не застав Ольги Ивановны дома, мой герой прилег в гостиной на
кушетку и принялся ждать.
— Добрый вечер, Николай Ильич! — услышал он детский голос. —
Мама сейчас придет. Она пошла с Соней к портнихе.
В той же гостиной на диване лежал сын Ольги Ивановны Алеша,
мальчик лет восьми, стройный, выхоленный, одетый по картинке в
бархатную курточку и длинные черные чулки. Он лежал на атласной
подушке и, очевидно, подражая акробату, которого недавно видел в
цирке, задирал вверх то одну ногу, то другую. Когда утомлялись
его изящные ноги, он пускал в ход руки или же порывисто
вскакивал и становился на четвереньки, пытаясь стать вверх
ногами. Всё это проделывал он с самым серьезным лицом,
мученически пыхтя, точно и сам не рад был, что бог дал ему такое
беспокойное тело.
— А, здравствуй, мой друг! — сказал Беляев. — Это ты? А я тебя и
не заметил. Мама здорова?
Алеша, взявшийся правой рукой за носок левой ноги и принявший
самую неестественную позу, перевернулся, вскочил и выглянул
из-за большого мохнатого абажура на Беляева.
— Как вам сказать? — сказал он и пожал плечами. — Ведь мама в
сущности никогда не бывает здорова.
Она ведь женщина, а у женщин, Николай Ильич, всегда что-нибудь
болит.
Беляев от нечего делать стал рассматривать лицо Алеши. Раньше он
во всё время, пока был знаком с Ольгой Ивановной, ни разу не
обратил внимания на мальчика и совершенно не замечал его
существования: торчит перед глазами мальчик, а к чему он тут,
какую роль играет — и думать об этом как-то не хочется.
В вечерних сумерках лицо Алеши с его бледным лбом и черными
немигающими глазами неожиданно напомнило Беляеву Ольгу Ивановну,
какою она была на первых страницах романа. И ему захотелось
приласкать мальчика.
— Поди-ка сюда, клоп! — сказал он. — Дай-ка я на тебя поближе
погляжу.
Мальчик прыгнул с дивана и подбежал к Беляеву.
— Ну? — начал Николай Ильич, кладя руку на его тощее плечо. —
Что? Живешь?
— Как вам сказать? Прежде жилось гораздо лучше.
— Почему?
— Очень просто! Прежде мы с Соней занимались только музыкой и
чтением, а теперь нам французские стихи задают. А вы недавно
стриглись!
— Да, недавно.
— То-то я замечаю. У вас бородка стала короче. Позвольте мне за
нее потрогать... Не больно?
— Нет, не больно.
— Отчего это, когда за один волосок тянешь, то больно, а когда
тянешь за много волос, то ни капельки не больно? Ха, ха! А
знаете, вы напрасно бакенов не носите. Тут вот пробрить, а с
боков... вот тут вот оставить волосы...
Мальчик прижался к Беляеву и стал играть его цепочкой.
— Когда я поступлю в гимназию, — говорил он, — мама мне купит
часы. Я ее попрошу, чтобы она мне такую же цепочку купила...
Ка-кой ме-даль-он! У папы точно такой же медальон, только у вас
тут полосочки, а у него буквы... В середке у него портрет мамы.
У папы теперь другая цепочка, не кольцами, а лентой...
— Откуда ты знаешь? Разве ты видаешь папу?
— Я? Мм... нет! Я...
Алеша покраснел и в сильном смущении, уличенный во лжи, стал
усердно царапать ногтем медальон. Беляев пристально поглядел ему
в лицо и спросил:
— Видаешь папу?
— Н...нет!..
— Нет, ты откровенно, по совести... По лицу ведь вижу, что
говоришь неправду. Коли проболтался, так нечего уж тут вилять.
Говори, видаешь? Ну, по-дружески!
Алеша задумался.
— А вы не скажете маме? — спросил он.
— Ну вот еще!
— Честное слово?
— Честное слово.
— Побожитесь!
— Ах, несносный какой! За кого ты меня принимаешь!
Алеша оглянулся, сделал большие глаза и зашептал:
— Только, ради бога, не говорите маме... Вообще никому не
говорите, потому что тут секрет. Не дай бог, узнает мама, то
достанется и мне, и Соне, и Пелагее... Ну, слушайте. С папой я и
Соня видимся каждый вторник и пятницу. Когда Пелагея водит нас
перед обедом гулять, то мы заходим в кондитерскую Апфеля, а там
уж нас ждет папа... Он всегда в отдельной комнатке сидит, где,
знаете, этакий мраморный стол и пепельница в виде гуся без
спины...
— Что же вы там делаете?
— Ничего! Сначала здороваемся, потом все садимся за столик и
папа начинает угощать нас кофеем и пирожками. Соня, знаете, ест
пирожки с мясом, а я терпеть не могу с мясом! Я люблю с капустой
и с яйцами. Мы так наедаемся, что потом за обедом, чтобы мама не
заметила, мы стараемся есть как можно больше.
— О чем же вы там говорите?
— С папой? Обо всем. Он нас целует, обнимает, рассказывает
разные смешные остроты. Знаете, он говорит, что когда мы
вырастем, то он возьмет нас к себе жить. Соня не хочет, а я
согласен. Конечно, без мамы будет скучно, но я ведь буду ей
письма писать! Странное дело, можно будет даже по праздникам к
ней с визитом приходить — не правда ли? Еще папа говорит, что он
мне лошадь купит. Добрейший человек! Я не знаю, зачем это мама
не позовет его к себе жить и запрещает нам видаться с ним. Ведь
он очень любит маму. Всегда он нас спрашивает, как ее здоровье,
что она делает. Когда она была больна, то он схватил себя за
голову вот этак и... и всё бегает, бегает. Всё просит нас, чтоб
мы слушались ее и почитали. Послушайте, правда, что мы
несчастные?
— Гм... Почему же?
— Это папа говорит. Вы, говорит, несчастные дети. Даже слушать
его странно. Вы, говорит, несчастные, я несчастный и мама
несчастная. Молитесь, говорит, богу и за себя и за нее.
Алеша остановил свой взгляд на чучеле птицы и задумался.
— Так-с... — промычал Беляев. — Так вот вы, значит, как. В
кондитерских конгрессы сочиняете. И мама не знает?
— Не-ет... Откуда же ей знать? Пелагея ведь ни за что не скажет.
А позавчера папа нас грушами угощал. Сладкие, как варенье! Я две
съел.
— Гм... Ну, а того... послушай, про меня папа ничего не говорит?
— Про вас? Как вам сказать?
Алеша пытливо поглядел в лицо Беляева и пожал плечами.
— Особенного ничего не говорит.
— Примерно, что говорит?
— А вы не обидитесь?
— Ну, вот еще! Разве он меня бранит?
— Он не бранит, но, знаете ли... сердится на вас. Он говорит,
что через вас мама несчастна и что вы... погубили маму. Ведь он
какой-то странный! Я ему растолковываю, что вы добрый, никогда
не кричите на маму, а он только головой качает.
— Так-таки и говорит, что я ее погубил?
— Да. Вы не обижайтесь, Николай Ильич!
Беляев поднялся, постоял и заходил по гостиной.
— Это и странно и... смешно! — забормотал он, пожимая плечами и
насмешливо улыбаясь. — Сам кругом виноват, и я же погубил, а?
Скажите, какой невинный барашек. Так-таки он тебе и говорил, что
я погубил твою мать?
— Да, но... ведь вы же сказали, что не будете обижаться!
— Я не обижаюсь и... и не твое дело! Нет, это... это даже
смешно! Я попал, как кур во щи, и я же оказываюсь виноватым!
Послышался звонок. Мальчик рванулся с места и выбежал вон. Через
минуту в гостиную вошла дама с маленькой девочкой — это была
Ольга Ивановна, мать Алеши. За нею вприпрыжку, громко напевая и
болтая руками, следовал Алеша. Беляев кивнул головой и продолжал
ходить.
— Конечно, кого же теперь обвинять, как не меня? — бормотал он,
фыркая. — Он прав! Он оскорбленный муж!
— О чем ты это? — спросила Ольга Ивановна.
— О чем?.. А вот послушай-ка, какие штуки проповедует твой
благоверный! Оказывается, что я подлец и злодей, я погубил и
тебя и детей. Все вы несчастные, и один только я ужасно
счастлив! Ужасно, ужасно счастлив!
— Я не понимаю, Николай! Что такое?
— А вот послушай сего юного сеньора! — сказал Беляев и указал на
Алешу.
Алеша покраснел, потом вдруг побледнел, и всё лицо его
перекосило от испуга.
— Николай Ильич! — громко прошептал он. — Тссс!
Ольга Ивановна удивленно поглядела на Алешу, на Беляева, потом
опять на Алешу.
— Спроси-ка! — продолжал Беляев. — Твоя Пелагея, этакая дура
набитая, водит их по кондитерским и устраивает там свидания с
папашенькой. Но не в этом дело, дело в том, что папашенька
страдалец, а я злодей, я негодяй, разбивший вам обоим жизнь...
— Николай Ильич! — простонал Алеша. — Ведь вы дали честное
слово!
— Э, отстань! — махнул рукой Беляев. — Тут поважнее всяких
честных слов. Меня лицемерие возмущает, ложь!
— Не понимаю! — проговорила Ольга Ивановна, и слезы заблестели у
нее на глазах. — Послушай, Лелька, — обратилась она к сыну, — ты
видаешься с отцом?
Алеша не слышал ее и с ужасом глядел на Беляева.
— Не может быть! — сказала мать. — Пойду допрошу Пелагею.
Ольга Ивановна вышла.
— Послушайте, ведь вы честное слово дали! — проговорил Алеша,
дрожа всем телом.
Беляев махнул на него рукой и продолжал ходить. Он был погружен
в свою обиду и уже по-прежнему не замечал присутствия мальчика.
Ему, большому и серьезному человеку, было совсем не до
мальчиков. А Алеша уселся в угол и с ужасом рассказывал Соне,
как его обманули. Он дрожал, заикался, плакал; это он первый раз
в жизни лицом к лицу так грубо столкнулся с ложью; ранее же он
не знал, что на этом свете, кроме сладких груш, пирожков и
дорогих часов, существует еще и многое другое, чему нет названия
на детском языке.
|
|