|
А.П. Чехов -
Тоска
о произведении
Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво
кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким
пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки.
Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся,
насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах
и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы,
кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег... Его
лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью,
угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи
похожа на копеечную пряничную лошадку. Она, по всей вероятности,
погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых
картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней,
неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать...
Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно. Выехали они
со двора еще до обеда, а почина всё нет и нет. Но вот на город
спускается вечерняя мгла. Бледность фонарных огней уступает свое
место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.
— Извозчик, на Выборгскую! — слышит Иона. — Извозчик!
Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит
военного в шинели с капюшоном.
— На Выборгскую! — повторяет военный. — Да ты спишь, что ли? На
Выборгскую!
В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с
его плеч сыплются пласты снега... Военный садится в сани.
Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею,
приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом.
Лошаденка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и
нерешительно двигается с места...
— Куда прешь, леший! — на первых же порах слышит Иона возгласы
из темной, движущейся взад и вперед массы. — Куда черти несут?
Пррава держи!
— Ты ездить не умеешь! Права держи! — сердится военный.
Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава
снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду
лошаденки. Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в
стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не
понимает, где он и зачем он здесь.
— Какие все подлецы! — острит военный. — Так и норовят
столкнуться с тобой или под лошадь попасть. Это они сговорились.
Иона оглядывается на седока и шевелит губами... Хочет он,
по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего,
кроме сипенья.
— Что? — спрашивает военный.
Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:
— А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.
— Гм!.. Отчего же он умер?
Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:
— А кто ж его знает! Должно, от горячки... Три дня полежал в
больнице и помер... Божья воля.
— Сворачивай, дьявол! — раздается в потемках. — Повылазило, что
ли, старый пес? Гляди глазами!
— Поезжай, поезжай... — говорит седок. — Этак мы и до завтра не
доедем. Подгони-ка!
Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой
грацией взмахивает кнутом. Несколько раз потом оглядывается он
на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен
слушать. Высадив его на Выборгской, он останавливается у
трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнется... Мокрый
снег опять красит набело его и лошаденку. Проходит час,
другой...
По тротуару, громко стуча калошами и перебраниваясь, проходят
трое молодых людей: двое из них высоки и тонки, третий мал и
горбат.
— Извозчик, к Полицейскому мосту! — кричит дребезжащим голосом
горбач. — Троих... двугривенный!
Иона дергает вожжами и чмокает. Двугривенный
328
цена не сходная, но ему не до цены... Что рубль, что пятак — для
него теперь всё равно, были бы только седоки... Молодые люди,
толкаясь и сквернословя, подходят к саням и все трое сразу лезут
на сиденье. Начинается решение вопроса: кому двум сидеть, а кому
третьему стоять? После долгой перебранки, капризничанья и
попреков приходят к решению, что стоять должен горбач, как самый
маленький.
— Ну, погоняй! — дребезжит горбач, устанавливаясь и дыша в
затылок Ионы. — Лупи! Да и шапка же у тебя, братец! Хуже во всем
Петербурге не найти...
— Гы-ы... гы-ы... — хохочет Иона. — Какая есть...
— Ну ты, какая есть, погоняй! Этак ты всю дорогу будешь ехать?
Да? А по шее?..
— Голова трещит... — говорит один из длинных. — Вчера у
Дукмасовых мы вдвоем с Васькой четыре бутылки коньяку выпили.
— Не понимаю, зачем врать! — сердится другой длинный. — Врет,
как скотина.
— Накажи меня бог, правда...
— Это такая же правда, как то, что вошь кашляет.
— Гы-ы! — ухмыляется Иона. — Ве-еселые господа!
— Тьфу, чтоб тебя черти!.. — возмущается горбач. — Поедешь ты,
старая холера, или нет? Разве так ездят? Хлобысни-ка ее кнутом!
Но, чёрт! Но! Хорошенько ее!
Иона чувствует за своей спиной вертящееся тело и голосовую дрожь
горбача. Он слышит обращенную к нему ругань, видит людей, и
чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди.
Горбач бранится до тех пор, пока не давится вычурным,
шестиэтажным ругательством и не разражается кашлем. Длинные
начинают говорить о какой-то Надежде Петровне. Иона оглядывается
на них. Дождавшись короткой паузы, он оглядывается еще раз и
бормочет:
— А у меня на этой неделе... тово... сын помер!
— Все помрем... — вздыхает горбач, вытирая после кашля губы. —
Ну, погоняй, погоняй! Господа, я решительно не могу дальше так
ехать! Когда он нас довезет?
— А ты его легонечко подбодри... в шею!
— Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. С вашим братом
церемониться, так пешком ходить!.. Ты слышишь, Змей Горыныч? Или
тебе плевать на наши слова?
И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника.
— Гы-ы... — смеется он. — Веселые господа... дай бог здоровья!
— Извозчик, ты женат? — спрашивает длинный.
— Я-то? Гы-ы... ве-еселые господа! Таперя у меня одна жена —
сырая земля... Хи-хо-хо... Могила, то есть!.. Сын-то вот помер,
а я жив... Чудное дело, смерть дверью обозналась... Заместо
того, чтоб ко мне идтить, она к сыну...
И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут
горбач легко вздыхает и заявляет, что, слава богу, они, наконец,
приехали. Получив двугривенный, Иона долго глядит вслед гулякам,
исчезающим в темном подъезде. Опять он одинок, и опять наступает
для него тишина... Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и
распирает грудь еще с большей силой. Глаза Ионы тревожно и
мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не
найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы
его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски... Тоска
громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее
тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее,
ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу,
что ее не увидишь днем с огнем...
Иона видит дворника с кульком и решает заговорить с ним.
— Милый, который теперь час будет? — спрашивает он.
— Десятый... Чего же стал здесь? Проезжай!
Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдается
тоске... Обращаться к людям он считает уже бесполезным. Но не
проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает головой,
словно почувствовал острую боль, и дергает вожжи... Ему
невмоготу.
«Ко двору, — думает он. — Ко двору!»
И лошаденка, точно поняв его мысль, начинает бежать рысцой.
Спустя часа полтора, Иона сидит уже около большой грязной печи.
На печи, на полу, на скамьях храпит народ. В воздухе «спираль» и
духота... Иона глядит на спящих, почесывается и жалеет, что так
рано вернулся домой...
«И на овес не выездил, — думает он. — Оттого-то вот и тоска.
Человек, который знающий свое дело... который и сам сыт, и
лошадь сыта, завсегда покоен...»
В одном из углов поднимается молодой извозчик, сонно крякает и
тянется к ведру с водой.
— Пить захотел? — спрашивает Иона.
— Стало быть, пить!
— Так... На здоровье... А у меня, брат, сын помер... Слыхал? На
этой неделе в больнице... История!
Иона смотрит, какой эффект произвели его слова, но не видит
ничего. Молодой укрылся с головой и уже спит. Старик вздыхает и
чешется... Как молодому хотелось пить, так ему хочется говорить.
Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с
кем... Нужно поговорить с толком, с расстановкой... Надо
рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед
смертью, как умер... Нужно описать похороны и поездку в больницу
за одеждой покойника. В деревне осталась дочка Анисья... И про
нее нужно поговорить... Да мало ли о чем он может теперь
поговорить? Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать... А с
бабами говорить еще лучше. Те хоть и дуры, но ревут от двух
слов.
«Пойти лошадь поглядеть, — думает Иона. — Спать всегда
успеешь... Небось, выспишься...»
Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь. Думает он
об овсе, сене, о погоде... Про сына, когда один, думать он не
может... Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и
рисовать себе его образ невыносимо жутко...
— Жуешь? — спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза.
— Ну, жуй, жуй... Коли на овес не выездили, сено есть будем...
Да... Стар уж стал я ездить... Сыну бы ездить, а не мне... То
настоящий извозчик был... Жить бы только...
Иона молчит некоторое время и продолжает:
— Так-то, брат кобылочка... Нету Кузьмы Ионыча... Приказал долго
жить... Взял и помер зря... Таперя, скажем, у тебя жеребеночек,
и ты этому жеребеночку родная мать... И вдруг, скажем, этот
самый жеребеночек приказал долго жить... Ведь жалко?
Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина...
Иона увлекается и рассказывает ей всё...
|
|