|
А.П. Чехов -
Детвора
о произведении
Папы, мамы и тети Нади нет дома. Они уехали
на крестины к тому старому офицеру, который ездит на маленькой
серой лошади. В ожидании их возвращения Гриша, Аня, Алеша, Соня
и кухаркин сын Андрей сидят в столовой за обеденным столом и
играют в лото. Говоря по совести, им пора уже спать; но разве
можно уснуть, не узнав от мамы, какой на крестинах был ребеночек
и что подавали за ужином? Стол, освещаемый висячей лампой,
пестрит цифрами, ореховой скорлупой, бумажками и стеклышками.
Перед каждым из играющих лежат по две карты и по кучке стеклышек
для покрышки цифр. Посреди стола белеет блюдечко с пятью
копеечными монетами. Возле блюдечка недоеденное яблоко, ножницы
и тарелка, в которую приказано класть ореховую скорлупу. Играют
дети на деньги. Ставка — копейка. Условие: если кто
смошенничает, того немедленно вон. В столовой, кроме играющих,
нет никого. Няня Агафья Ивановна сидит внизу в кухне и учит там
кухарку кроить, а старший брат, Вася, ученик V класса, лежит в
гостиной на диване и скучает.
Играют с азартом. Самый большой азарт написан на лице у Гриши.
Это маленький, девятилетний мальчик с догола остриженной
головой, пухлыми щеками и с жирными, как у негра, губами. Он уже
учится в приготовительном классе, а потому считается большим и
самым умным. Играет он исключительно из-за денег. Не будь на
блюдечке копеек, он давно бы уже спал. Его карие глазки
беспокойно и ревниво бегают по картам партнеров. Страх, что он
может не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие
его стриженую голову, не дают ему сидеть покойно,
сосредоточиться. Вертится он, как на иголках. Выиграв, он с
жадностью хватает деньги и тотчас же прячет их в карман. Сестра
его Аня, девочка лет восьми, с острым подбородком и умными
блестящими глазами, тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл.
Она краснеет, бледнеет и зорко следит за игроками. Копейки ее не
интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия. Другая
сестра, Соня, девочка шести лет, с кудрявой головкой и с цветом
лица, какой бывает только у очень здоровых детей, у дорогих
кукол и на бонбоньерках, играет в лото ради процесса игры. По
лицу ее разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинаково
хохочет и хлопает в ладоши. Алеша, пухлый, шаровидный карапузик,
пыхтит, сопит и пучит глаза на карты. У него ни корыстолюбия, ни
самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать — и на том
спасибо. По виду он флегма, во в душе порядочная бестия. Сел он
не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые
неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или
обругает кого. Ему давно уже нужно кое-куда сбегать, но он не
выходит из-за стола ни на минуту, боясь, чтоб без него не
похитили его стеклышек и копеек. Так как он знает одни только
единицы и те числа, которые оканчиваются нулями, то за него
покрывает цифры Аня. Пятый партнер, кухаркин сын Андрей,
черномазый болезненный мальчик, в ситцевой рубашке и с медным
крестиком на груди, стоит неподвижно и мечтательно глядит на
цифры. К выигрышу и к чужим успехам он относится безучастно,
потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную
философию: сколько на этом свете разных цифр, и как это они не
перепутаются!
Выкрикивают числа все по очереди, кроме Сони и Алеши. Ввиду
однообразия чисел, практика выработала много терминов и
смехотворных прозвищ. Так, семь у игроков называется кочергой,
одиннадцать — палочками, семьдесят семь — Семен Семенычем,
девяносто — дедушкой и т. д. Игра идет бойко.
— Тридцать два! — кричит Гриша, вытаскивая из отцовской шапки
желтые цилиндрики. — Семнадцать! Кочерга! Двадцать восемь — сено
косим!
Аня видит, что Андрей прозевал 28. В другое время она указала бы
ему на это, теперь же, когда на блюдечке вместе с копейкой лежит
ее самолюбие, она торжествует.
— Двадцать три! — продолжает Гриша. — Семен Семеныч! Девять!
— Прусак, прусак! — вскрикивает Соня, указывая на прусака,
бегущего через стол. — Ай!
— Не бей его, — говорит басом Алеша. — У него, может быть, есть
дети...
Соня провожает глазами прусака и думает о его детях: какие это,
должно быть, маленькие прусачата!
— Сорок три! Один! — продолжает Гриша, страдая от мысли, что у
Ани уже две катерны. — Шесть!
— Партия! У меня партия! — кричит Соня, кокетливо закатывая
глаза и хохоча.
У партнеров вытягиваются физиономии.
— Проверить!— говорит Гриша, с ненавистью глядя на Соню.
На правах большого и самого умного, Гриша забрал себе решающий
голос. Что он хочет, то и делают. Долго и тщательно проверяют
Соню, и к величайшему сожалению ее партнеров оказывается, что
она не смошенничала. Начинается следующая партия.
— А что я вчера видела! — говорит Аня как бы про себя. — Филипп
Филиппыч заворотил как-то веки, и у него сделались глаза
красные, страшные, как у нечистого духа.
— Я тоже видел, — говорит Гриша. — Восемь! А у нас ученик умеет
ушами двигать. Двадцать семь!
Андрей поднимает глаза на Гришу, думает и говорит:
— И я умею ушами шевелить...
— А ну-ка, пошевели!
Андрей шевелит глазами, губами и пальцами, и ему кажется, что
его уши приходят в движение. Всеобщий смех.
— Нехороший человек этот Филипп Филиппыч, — вздыхает Соня. —
Вчера входит к нам в детскую, а я в одной сорочке... И мне стало
так неприлично!
— Партия! — вскрикивает вдруг Гриша, хватая с блюдечка деньги. —
У меня партия! Проверяйте, если хотите!
Кухаркин сын поднимает глаза и бледнеет.
— Мне, значит, уж больше нельзя играть, — шепчет он.
— Почему?
— Потому что... потому что у меня больше денег нет.
— Без денег нельзя! — говорит Гриша.
Андрей на всякий случай еще раз роется в карманах. Не найдя в
них ничего, кроме крошек и искусанного карандашика, он кривит
рот и начинает страдальчески мигать глазами. Сейчас он
заплачет...
— Я за тебя поставлю! — говорит Соня, не вынося его
мученического взгляда. — Только смотри, отдашь после.
Деньги взносятся, и игра продолжается.
— Кажется, где-то звонят, — говорит Аня, делая большие глаза.
Все перестают играть и, раскрыв рты, глядят на темное окно. За
темнотой мелькает отражение лампы.
— Это послышалось.
— Ночью только на кладбище звонят... — говорит Андрей.
— А зачем там звонят?
— Чтоб разбойники в церковь не забрались. Звона они боятся.
— А для чего разбойникам в церковь забираться? — спрашивает
Соня.
— Известно для чего: сторожей поубивать!
Проходит минута в молчании. Все переглядываются, вздрагивают и
продолжают игру. На этот раз выигрывает Андрей.
— Он смошенничал, — басит ни с того ни с сего Алеша.
— Врешь, я не смошенничал!
Андрей бледнеет, кривит рот и хлоп Алешу по голове! Алеша злобно
таращит глаза, вскакивает, становится одним коленом на стол и, в
свою очередь, — хлоп Андрея по щеке! Оба дают друг другу еще по
одной пощечине и ревут. Соня, не выносящая таких ужасов, тоже
начинает плакать, и столовая оглашается разноголосым ревом. Но
не думайте, что игра от этого кончилась. Не проходит и пяти
минут, как дети опять хохочут и мирно беседуют. Лица заплаканы,
но это не мешает им улыбаться. Алеша даже счастлив:
недоразумение было!
В столовую входит Вася, ученик V класса. Вид у него заспанный,
разочарованный.
«Это возмутительно! — думает он, глядя, как Гриша ощупывает
карман, в котором звякают копейки. — Разве можно давать детям
деньги? И разве можно позволять им играть в азартные игры?
Хороша педагогия, нечего сказать. Возмутительно!»
Но дети играют так вкусно, что у него самого является охота
присоседиться к ним и попытать счастья.
— Погодите, и я сяду играть, — говорит он.
— Ставь копейку!
— Сейчас, — говорит он, роясь в карманах. — У меня копейки нет,
но вот есть рубль. Я ставлю рубль.
— Нет, нет, нет... копейку ставь!
— Дураки вы. Ведь рубль во всяком случае дороже копейки, —
объясняет гимназист. — Кто выиграет, тот мне сдачи сдаст.
— Нет, пожалуйста! Уходи!
Ученик V класса пожимает плечами и идет в кухню взять у прислуги
мелочи. В кухне не оказывается ни копейки.
— В таком случае разменяй мне, — пристает он к Грише, придя из
кухни. — Я тебе промен заплачу. Не хочешь? Ну продай мне за
рубль десять копеек.
Гриша подозрительно косится на Васю: не подвох ли это
какой-нибудь, не жульничество ли?
— Не хочу, — говорит он, держась за карман.
Вася начинает выходить из себя, бранится, называя игроков
болванами и чугунными, мозгами.
— Вася, да я за тебя поставлю! — говорит Соня. — Садись!
Гимназист садится и кладет перед собой две карты. Аня начинает
читать числа.
— Копейку уронил! — заявляет вдруг Гриша взволнованным голосом.
— Постойте!
Снимают лампу и лезут под стол искать копейку. Хватают руками
плевки, ореховую скорлупу, стукаются головами, но копейки не
находят. Начинают искать снова и ищут до тех пор, пока Вася не
вырывает из рук Гриши лампу и не ставит ее на место. Гриша
продолжает искать в потемках.
Но вот, наконец, копейка найдена. Игроки садятся за стол и хотят
продолжать игру.
— Соня спит! — заявляет Алеша.
Соня, положив кудрявую голову на руки, спит сладко, безмятежно и
крепко, словно она уснула час тому назад. Уснула она нечаянно,
пока другие искали копейку.
— Поди, на мамину постель ложись! — говорит Аня, уводя ее из
столовой. — Иди!
Ее ведут все гурьбой, и через какие-нибудь пять минут мамина
постель представляет собой любопытное зрелище. Спит Соня. Возле
нее похрапывает Алеша. Положив на их ноги голову, спят Гриша и
Аня. Тут же, кстати, заодно примостился и кухаркин сын Андрей.
Возле них валяются копейки, потерявшие свою силу впредь до новой
игры. Спокойной ночи!
|
|