|
А.П. Чехов -
Трагик
о произведении
Был бенефис трагика Феногенова.
Давали «Князя Серебряного». Сам бенефициант играл Вяземского,
антрепренер Лимонадов — Дружину Морозова, г-жа Беобахтова —
Елену... Спектакль вышел на славу. Трагик делал буквально
чудеса. Он похищал Елену одной рукой и держал ее выше головы,
когда проносил через сцену. Он кричал, шипел, стучал ногами,
рвал у себя на груди кафтан. Отказываясь от поединка с
Морозовым, он трясся всем телом, как в действительности никогда
не трясутся, и с шумом задыхался. Театр дрожал от аплодисментов.
Вызовам не было конца. Феногенову поднесли серебряный портсигар
и букет с длинными лентами. Дамы махали платками, заставляли
мужчин аплодировать, многие плакали... Но более всех
восторгалась игрой и волновалась дочь исправника Сидорецкого,
Маша. Она сидела в первом ряду кресел, рядом со своим папашей,
не отрывала глаз от сцены даже в антрактах и была в полном
восторге. Ее тоненькие ручки и ножки дрожали, глазки были полны
слез, лицо становилось всё бледней и бледней. И не мудрено: она
была в театре первый раз в жизни!
— Как хорошо они представляют! Как отлично! — обращалась она к
своему папаше-исправнику всякий раз, когда опускался занавес. —
Как хорош Феногенов!
И если бы папаша мог читать на лицах, он прочел бы на бледном
личике своей дочки восторг, доходящий до страдания. Она страдала
и от игры, и от пьесы, и от обстановки. Когда в антракте
полковой оркестр начинал играть свою музыку, она в изнеможении
закрывала глаза.
— Папа! — обратилась она к отцу в последнем антракте. — Пойди на
сцену и скажи им всем, чтобы приходили к нам завтра обедать!
Исправник пошел за сцену, похвалил там всех за хорошую игру и
сказал г-же Беобахтовой комплимент:
— Ваше красивое лицо просится на полотно. О, зачем я не владею
кистью!
И шаркнул ногой, потом пригласил артистов к себе на обед.
— Все приходите, кроме женского пола, — шепнул он. — Актрис не
надо, потому что у меня дочка.
На другой день у исправника обедали артисты. Пришли только
антрепренер Лимонадов, трагик Феногенов и комик Водолазов;
остальные сослались на недосуг и не пришли. Обед прошел не
скучно. Лимонадов всё время уверял исправника, что он его
уважает и вообще чтит всякое начальство, Водолазов представлял
пьяных купцов и армян, а Феногенов, высокий, плотный малоросс (в
паспорте он назывался Кныш) с черными глазами и нахмуренным
лбом, продекламировал «У парадного подъезда» и «Быть или не
быть?». Лимонадов со слезами на глазах рассказал о свидании
своем с бывшим губернатором генералом Канючиным. Исправник
слушал, скучал и благодушно улыбался. Несмотря даже на то, что
от Лимонадова сильно пахло жжеными перьями, а на Феногенове был
чужой фрак и сапоги с кривыми каблуками, он был доволен. Они
нравились его дочке, веселили ее, и этого ему было достаточно! А
Маша глядела на артистов, не отрывала от них глаз ни на минуту.
Никогда ранее она не видала таких умных, необыкновенных людей!
Вечером исправник и Маша опять были в театре. Через неделю
артисты опять обедали у начальства и с этого раза стали почти
каждый день приходить в дом исправника, то обедать, то ужинать,
и Маша еще сильнее привязалась к театру и стала бывать в нем
ежедневно.
Она влюбилась в трагика Феногенова. В одно прекрасное утро,
когда исправник ездил встречать архиерея, она бежала с труппой
Лимонадова и на пути повенчалась со своим возлюбленным.
Отпраздновав свадьбу, артисты сочинили длинное, чувствительное
письмо и отправили его к исправнику. Сочиняли все разом.
— Ты ему мотивы, мотивы ты ему! — говорил Лимонадов, диктуя
Водолазову. — Почтения ему подпусти...
Они, чинодралы, любят это. Надбавь чего-нибудь этакого... чтоб
прослезился...
Ответ на это письмо был самый неутешительный. Исправник
отрекался от дочери, вышедшей, как он писал, «за глупого,
праздношатающегося хохла, не имеющего определенных занятий».
И на другой день после того, как пришел этот ответ, Маша писала
своему отцу:
«Папа, он бьет меня! Прости нас!»
Он бил ее, бил за кулисами в присутствии Лимонадова, прачки и
двух ламповщиков! Он помнил, как за четыре дня до свадьбы,
вечером, сидел он со всей труппой в трактире «Лондон»; все
говорили о Маше, труппа советовала ему «рискнуть», а Лимонадов
убеждал со слезами на глазах:
— Глупо и нерационально отказываться от такого случая! Да ведь
за этакие деньги не то что жениться, в Сибирь пойти можно!
Женишься, построишь свой собственный театр, и бери меня тогда к
себе в труппу. Не я уж тогда владыка, а ты владыка.
Феногенов помнил об этом и теперь бормотал, сжимая кулаки:
— Если он не пришлет денег, так я из нее щепы нащеплю. Я не
позволю себя обманывать, чёрт меня раздери!
Из одного губернского города труппа хотела уехать тайком от
Маши, но Маша узнала и прибежала на вокзал после второго звонка,
когда актеры уже сидели в вагонах.
— Я оскорблен вашим отцом! — сказал ей трагик. — Между нами всё
кончено!
А она, несмотря на то, что в вагоне был народ, согнула свои
маленькие ножки, стала перед ним на колени и протянула с мольбой
руки.
— Я люблю вас! — просила она. — Не гоните меня, Кондратий Иваныч!
Я не могу жить без вас!
Вняли ее мольбам и, посоветовавшись, приняли ее в труппу на
амплуа «сплошной графини», — так называли маленьких актрис,
выходивших на сцену обыкновенно толпой и игравших роли без
речей... Сначала Маша играла горничных и пажей, но потом, когда
г-жа Беобахтова, цвет лимонадовской труппы, бежала, то ее
сделали ingénue. Играла она плохо: сюсюкала, конфузилась.
Скоро, впрочем, привыкла и стала нравиться публике. Феногенов
был очень недоволен.
— Разве это актриса? — говорил он. — Ни фигуры, ни манер, а так
только... одна глупость...
В одном губернском городе труппа Лимонадова давала «Разбойников»
Шиллера. Феногенов изображал Франца, Маша — Амалию. Трагик
кричал и трясся, Маша читала свою роль, как хорошо заученный
урок, и пьеса сошла бы, как сходят вообще пьесы, если бы не
случился маленький скандал. Всё шло благополучно до того места в
пьесе, где Франц объясняется в любви Амалии, а она хватает его
шпагу. Малоросс прокричал, прошипел, затрясся и сжал в своих
железных объятиях Машу. А Маша вместо того, чтобы отпихнуть его,
крикнуть ему «прочь!», задрожала в его объятиях, как птичка, и
не двигалась... Она точно застыла.
— Пожалейте меня! — прошептала она ему на ухо. — О, пожалейте
меня! Я так несчастна!
— Роли не знаешь! Суфлера слушай! — прошипел трагик и сунул ей в
руки шпагу.
После спектакля Лимонадов и Феногенов сидели в кассе и вели
беседу.
— Жена твоя ролей не учит, это ты правильно... — говорил
антрепренер. — Функции своей не знает... У всякого человека есть
своя функция... Так вот она ее-то не знает...
Феногенов слушал, вздыхал и хмурился, хмурился...
На другой день утром Маша сидела в мелочной лавочке и писала:
«Папа, он бьет меня! Прости нас! Вышли нам денег!»
|
|