| 
				
 
 
 | 
А.П. Чехов - 
		Сапоги
		о произведении 
Фортепианный настройщик Муркин, бритый 
				человек с желтым лицом, табачным носом и с ватой в ушах, вышел 
				из своего номера в коридор и дребезжащим голосом прокричал:  
				 
				— Семен! Коридорный!  
				 
				И, глядя на его испуганное лицо, можно было подумать, что на 
				него свалилась штукатурка или что он только что у себя в номере 
				увидел привидение.
 
				 
				— Помилуй, Семен! — закричал он, увидев бегущего к нему 
				коридорного. — Что же это такое? Я человек ревматический, 
				болезненный, а ты заставляешь меня выходить босиком! Отчего ты 
				до сих пор не даешь мне сапог? Где они?  
				 
				Семен вошел в номер Муркина, поглядел на то место, где он имел 
				обыкновение ставить вычищенные сапоги, и почесал затылок: сапог 
				не было.
 
				 
				— Где ж им быть, проклятым? — проговорил Семен. — Вечером, 
				кажись, чистил и тут поставил... Гм!.. Вчерась, признаться, 
				выпивши был... Должно полагать, в другой номер поставил. Именно 
				так и есть, Афанасий Егорыч, в другой номер! Сапог-то много, а 
				чёрт их в пьяном виде разберет, ежели себя не помнишь... Должно, 
				к барыне поставил, что рядом живет... к актрисе...
 
				 
				— Изволь я теперь из-за тебя идти к барыне, беспокоить! Изволь 
				вот из-за пустяка будить честную женщину!  
				 
				Вздыхая и кашляя, Муркин подошел к двери соседнего номера и 
				осторожно постучал.
 
				 
				— Кто там? — послышался через минуту женский голос.
 
				 
				— Это я-с! — начал жалобным голосом Муркин, становясь в позу 
				кавалера, говорящего с великосветской дамой. — Извините за 
				беспокойство, сударыня, но я человек болезненный, 
				ревматический... Мне, сударыня, доктора велели ноги в тепле 
				держать, тем более, что мне сейчас нужно идти настраивать рояль 
				к генеральше Шевелицыной. Не могу же я к ней босиком идти!..
 
				 
				— Да вам что нужно? Какой рояль?  
				 
				— Не рояль, сударыня, а в отношении сапог! Невежда Семен 
				почистил мои сапоги и по ошибке поставил в ваш номер. Будьте, 
				сударыня, столь достолюбезны, дайте мне мои сапоги!  
				 
				Послышалось шуршанье, прыжок с кровати и шлепанье туфель, после 
				чего дверь слегка отворилась и пухлая женская ручка бросила к 
				ногам Муркина пару сапог. Настройщик поблагодарил и отправился к 
				себе в номер.
 
				 
				— Странно... — пробормотал он, надевая сапог. — Словно как будто 
				это не правый сапог. Да тут два левых сапога! Оба левые! 
				Послушай, Семен, да это не мои сапоги! Мои сапоги с красными 
				ушками и без латок, а это какие-то порванные, без ушек!  
				 
				Семен поднял сапоги, перевернул их несколько раз перед своими 
				глазами и нахмурился.
 
				 
				— Это сапоги Павла Александрыча... — проворчал он, глядя искоса.
 
				 
				Он был кос на левый глаз.
 
				 
				— Какого Павла Александрыча?  
				 
				— Актера... каждый вторник сюда ходит... Стало быть, это он 
				вместо своих ваши надел... Я к ней в номер поставил, значит, обе 
				пары: его и ваши. Комиссия!  
				 
				— Так поди и перемени!  
				 
				— Здравствуйте! — усмехнулся Семен. — Поди и перемени... А где ж 
				мне взять его теперь? Уж час времени, как ушел... Поди, ищи 
				ветра в поле!  
				 
				— Где же он живет?  
				 
				— А кто ж его знает! Приходит сюда каждый вторник, а где живет — 
				нам неизвестно. Придет, переночует, и жди до другого вторника...
 
				 
				— Вот видишь, свинья, что ты наделал! Ну, что мне теперь делать! 
				Мне к генеральше Шевелицыной пора, анафема ты этакая! У меня 
				ноги озябли!  
				 
				— Переменить сапоги недолго. Наденьте эти сапоги, походите в них 
				до вечера, а вечером в театр... Актера Блистанова там 
				спросите... Ежели в театр не хотите, то придется до того 
				вторника ждать. Только по вторникам сюда и ходит....
 
				 
				— Но почему же тут два левых сапога? — спросил настройщик, 
				брезгливо берясь за сапоги.
 
				 
				— Какие бог послал, такие и носит. По бедности... Где актеру 
				взять?.. «Да и сапоги же, говорю, у вас, Павел Александрыч! 
				Чистая срамота!» А он и говорит: «Умолкни, говорит, и бледней! В 
				этих самых сапогах, говорит, я графов и князей играл!» Чудной 
				народ! Одно слово, артист. Будь я губернатор или какой 
				начальник, забрал бы всех этих актеров — и в острог.
 
				 
				Бесконечно кряхтя и морщась, Муркин натянул на свои ноги два 
				левых сапога и, прихрамывая, отправился к генеральше Шевелицыной. 
				Целый день ходил он по городу, настраивал фортепиано, и целый 
				день ему казалось, что весь мир глядит на его ноги и видит на 
				них сапоги с латками и с покривившимися каблуками! Кроме 
				нравственных мук, ему пришлось еще испытать и физические: он 
				натер себе мозоль.
 
				 
				Вечером он был в театре. Давали «Синюю Бороду». Только перед 
				последним действием, и то благодаря протекции знакомого 
				флейтиста, его пустили за кулисы. Войдя в мужскую уборную, он 
				застал в ней весь мужской персонал. Одни переодевались, другие 
				мазались, третьи курили. Синяя Борода стоял с королем Бобешем и 
				показывал ему револьвер.
 
				 
				— Купи! — говорил Синяя Борода. — Сам купил в Курске по случаю 
				за восемь, ну, а тебе отдам за шесть... Замечательный бой!  
				 
				— Поосторожней... Заряжен ведь!  
				 
				— Могу ли я видеть господина Блистанова? — спросил вошедший 
				настройщик.
 
				 
				— Я самый! — повернулся к нему Синяя Борода. — Что вам угодно?
				 
				 
				— Извините, сударь, за беспокойство, — начал настройщик 
				умоляющим голосом, — но, верьте... я человек болезненный, 
				ревматический. Мне доктора приказали ноги в тепле держать...
 
				 
				— Да вам, собственно говоря, что угодно?  
				 
				— Видите ли-с... — продолжал настройщик, обращаясь к Синей 
				Бороде. — Того-с... эту ночь вы изволили быть в меблированных 
				комнатах купца Бухтеева... в 64 номере...
 
				 
				— Ну, что врать-то! — усмехнулся король Бобеш. — В 64 номере моя 
				жена живет!  
				 
				— Жена-с? Очень приятно-с... — Муркин улыбнулся. — Оне-то, ваша 
				супруга, собственно мне и выдали ихние сапоги... Когда они, — 
				настройщик указал на Блистанова, — от них ушли-с, я хватился 
				своих сапог... кричу, знаете ли, коридорного, а коридорный и 
				говорит: «Да я, сударь, ваши сапоги в соседний номер поставил!» 
				Он по ошибке, будучи в состоянии опьянения, поставил в 64 номер 
				мои сапоги и ваши-с, — повернулся Муркин к Блистанову, — а вы, 
				уходя вот от ихней супруги, надели мои-с...
 
				 
				— Да вы что же это? — проговорил Блистанов и нахмурился. — 
				Сплетничать сюда пришли, что ли?  
				 
				— Нисколько-с! Храни меня бог-с! Вы меня не поняли-с... Я ведь 
				насчет чего? Насчет сапог! Вы ведь изволили ночевать в 64 
				номере?  
				 
				— Когда?  
				 
				— В эту ночь-с.
 
				 
				— А вы меня там видели?  
				 
				— Нет-с, не видел-с, — ответил Муркин в сильном смущении, садясь 
				и быстро снимая сапоги. — Я не видел-с, но мне ваши сапоги вот 
				ихняя супруга выбросила... Это вместо моих-с.
 
				 
				— Так какое же вы имеете право, милостивый государь, утверждать 
				подобные вещи? Не говорю уж о себе, но вы оскорбляете женщину, 
				да еще в присутствии ее мужа!  
				 
				За кулисами поднялся страшный шум. Король Бобеш, оскорбленный 
				муж, вдруг побагровел и изо всей силы ударил кулаком по столу, 
				так что в уборной по соседству с двумя актрисами сделалось 
				дурно.
 
				 
				— И ты веришь? — кричал ему Синяя Борода. — Ты веришь этому 
				негодяю? О-о! Хочешь, я убью его, как собаку? Хочешь? Я из него 
				бифштекс сделаю! Я его размозжу!  
				 
				И все, гулявшие в этот вечер в городском саду около летнего 
				театра, рассказывают теперь, что они видели, как перед четвертым 
				актом от театра по главной аллее промчался босой человек с 
				желтым лицом и с глазами, полными ужаса. За ним гнался человек в 
				костюме Синей Бороды и с револьвером в руке. Что случилось далее 
				— никто не видел. Известно только, что Муркин потом, после 
				знакомства с Блистановым, две недели лежал больной и к словам «я 
				человек болезненный, ревматический» стал прибавлять еще «я 
				человек раненый»...
 
 
 
		 | 
		
		
		 |