|
А.П. Чехов -
Сапоги
о произведении
Фортепианный настройщик Муркин, бритый
человек с желтым лицом, табачным носом и с ватой в ушах, вышел
из своего номера в коридор и дребезжащим голосом прокричал:
— Семен! Коридорный!
И, глядя на его испуганное лицо, можно было подумать, что на
него свалилась штукатурка или что он только что у себя в номере
увидел привидение.
— Помилуй, Семен! — закричал он, увидев бегущего к нему
коридорного. — Что же это такое? Я человек ревматический,
болезненный, а ты заставляешь меня выходить босиком! Отчего ты
до сих пор не даешь мне сапог? Где они?
Семен вошел в номер Муркина, поглядел на то место, где он имел
обыкновение ставить вычищенные сапоги, и почесал затылок: сапог
не было.
— Где ж им быть, проклятым? — проговорил Семен. — Вечером,
кажись, чистил и тут поставил... Гм!.. Вчерась, признаться,
выпивши был... Должно полагать, в другой номер поставил. Именно
так и есть, Афанасий Егорыч, в другой номер! Сапог-то много, а
чёрт их в пьяном виде разберет, ежели себя не помнишь... Должно,
к барыне поставил, что рядом живет... к актрисе...
— Изволь я теперь из-за тебя идти к барыне, беспокоить! Изволь
вот из-за пустяка будить честную женщину!
Вздыхая и кашляя, Муркин подошел к двери соседнего номера и
осторожно постучал.
— Кто там? — послышался через минуту женский голос.
— Это я-с! — начал жалобным голосом Муркин, становясь в позу
кавалера, говорящего с великосветской дамой. — Извините за
беспокойство, сударыня, но я человек болезненный,
ревматический... Мне, сударыня, доктора велели ноги в тепле
держать, тем более, что мне сейчас нужно идти настраивать рояль
к генеральше Шевелицыной. Не могу же я к ней босиком идти!..
— Да вам что нужно? Какой рояль?
— Не рояль, сударыня, а в отношении сапог! Невежда Семен
почистил мои сапоги и по ошибке поставил в ваш номер. Будьте,
сударыня, столь достолюбезны, дайте мне мои сапоги!
Послышалось шуршанье, прыжок с кровати и шлепанье туфель, после
чего дверь слегка отворилась и пухлая женская ручка бросила к
ногам Муркина пару сапог. Настройщик поблагодарил и отправился к
себе в номер.
— Странно... — пробормотал он, надевая сапог. — Словно как будто
это не правый сапог. Да тут два левых сапога! Оба левые!
Послушай, Семен, да это не мои сапоги! Мои сапоги с красными
ушками и без латок, а это какие-то порванные, без ушек!
Семен поднял сапоги, перевернул их несколько раз перед своими
глазами и нахмурился.
— Это сапоги Павла Александрыча... — проворчал он, глядя искоса.
Он был кос на левый глаз.
— Какого Павла Александрыча?
— Актера... каждый вторник сюда ходит... Стало быть, это он
вместо своих ваши надел... Я к ней в номер поставил, значит, обе
пары: его и ваши. Комиссия!
— Так поди и перемени!
— Здравствуйте! — усмехнулся Семен. — Поди и перемени... А где ж
мне взять его теперь? Уж час времени, как ушел... Поди, ищи
ветра в поле!
— Где же он живет?
— А кто ж его знает! Приходит сюда каждый вторник, а где живет —
нам неизвестно. Придет, переночует, и жди до другого вторника...
— Вот видишь, свинья, что ты наделал! Ну, что мне теперь делать!
Мне к генеральше Шевелицыной пора, анафема ты этакая! У меня
ноги озябли!
— Переменить сапоги недолго. Наденьте эти сапоги, походите в них
до вечера, а вечером в театр... Актера Блистанова там
спросите... Ежели в театр не хотите, то придется до того
вторника ждать. Только по вторникам сюда и ходит....
— Но почему же тут два левых сапога? — спросил настройщик,
брезгливо берясь за сапоги.
— Какие бог послал, такие и носит. По бедности... Где актеру
взять?.. «Да и сапоги же, говорю, у вас, Павел Александрыч!
Чистая срамота!» А он и говорит: «Умолкни, говорит, и бледней! В
этих самых сапогах, говорит, я графов и князей играл!» Чудной
народ! Одно слово, артист. Будь я губернатор или какой
начальник, забрал бы всех этих актеров — и в острог.
Бесконечно кряхтя и морщась, Муркин натянул на свои ноги два
левых сапога и, прихрамывая, отправился к генеральше Шевелицыной.
Целый день ходил он по городу, настраивал фортепиано, и целый
день ему казалось, что весь мир глядит на его ноги и видит на
них сапоги с латками и с покривившимися каблуками! Кроме
нравственных мук, ему пришлось еще испытать и физические: он
натер себе мозоль.
Вечером он был в театре. Давали «Синюю Бороду». Только перед
последним действием, и то благодаря протекции знакомого
флейтиста, его пустили за кулисы. Войдя в мужскую уборную, он
застал в ней весь мужской персонал. Одни переодевались, другие
мазались, третьи курили. Синяя Борода стоял с королем Бобешем и
показывал ему револьвер.
— Купи! — говорил Синяя Борода. — Сам купил в Курске по случаю
за восемь, ну, а тебе отдам за шесть... Замечательный бой!
— Поосторожней... Заряжен ведь!
— Могу ли я видеть господина Блистанова? — спросил вошедший
настройщик.
— Я самый! — повернулся к нему Синяя Борода. — Что вам угодно?
— Извините, сударь, за беспокойство, — начал настройщик
умоляющим голосом, — но, верьте... я человек болезненный,
ревматический. Мне доктора приказали ноги в тепле держать...
— Да вам, собственно говоря, что угодно?
— Видите ли-с... — продолжал настройщик, обращаясь к Синей
Бороде. — Того-с... эту ночь вы изволили быть в меблированных
комнатах купца Бухтеева... в 64 номере...
— Ну, что врать-то! — усмехнулся король Бобеш. — В 64 номере моя
жена живет!
— Жена-с? Очень приятно-с... — Муркин улыбнулся. — Оне-то, ваша
супруга, собственно мне и выдали ихние сапоги... Когда они, —
настройщик указал на Блистанова, — от них ушли-с, я хватился
своих сапог... кричу, знаете ли, коридорного, а коридорный и
говорит: «Да я, сударь, ваши сапоги в соседний номер поставил!»
Он по ошибке, будучи в состоянии опьянения, поставил в 64 номер
мои сапоги и ваши-с, — повернулся Муркин к Блистанову, — а вы,
уходя вот от ихней супруги, надели мои-с...
— Да вы что же это? — проговорил Блистанов и нахмурился. —
Сплетничать сюда пришли, что ли?
— Нисколько-с! Храни меня бог-с! Вы меня не поняли-с... Я ведь
насчет чего? Насчет сапог! Вы ведь изволили ночевать в 64
номере?
— Когда?
— В эту ночь-с.
— А вы меня там видели?
— Нет-с, не видел-с, — ответил Муркин в сильном смущении, садясь
и быстро снимая сапоги. — Я не видел-с, но мне ваши сапоги вот
ихняя супруга выбросила... Это вместо моих-с.
— Так какое же вы имеете право, милостивый государь, утверждать
подобные вещи? Не говорю уж о себе, но вы оскорбляете женщину,
да еще в присутствии ее мужа!
За кулисами поднялся страшный шум. Король Бобеш, оскорбленный
муж, вдруг побагровел и изо всей силы ударил кулаком по столу,
так что в уборной по соседству с двумя актрисами сделалось
дурно.
— И ты веришь? — кричал ему Синяя Борода. — Ты веришь этому
негодяю? О-о! Хочешь, я убью его, как собаку? Хочешь? Я из него
бифштекс сделаю! Я его размозжу!
И все, гулявшие в этот вечер в городском саду около летнего
театра, рассказывают теперь, что они видели, как перед четвертым
актом от театра по главной аллее промчался босой человек с
желтым лицом и с глазами, полными ужаса. За ним гнался человек в
костюме Синей Бороды и с револьвером в руке. Что случилось далее
— никто не видел. Известно только, что Муркин потом, после
знакомства с Блистановым, две недели лежал больной и к словам «я
человек болезненный, ревматический» стал прибавлять еще «я
человек раненый»...
|
|