|
А.П. Чехов -
Лишние люди
о произведении
Седьмой час июньского вечера. От полустанка
Хилково к дачному поселку плетется толпа только что вышедших из
поезда дачников - все больше отцы семейств, нагруженные
кульками, портфелями и женскими картонками. Вид у все
утомленный, голодный и злой, точно не для них сияет солнце и
зеленеет трава.
Плетется, между прочим, и Павел Матвеевич Зайкин, член окружного
суда, высокий сутуловатый человек, в дешевой коломянке и с
кокардой на полинялой фуражке. Он вспотел, красен и сумрачен.
- Каждый день изволите на дачу выезжать?- обращается к нему
дачник в рыжих панталонах.
- Нет, не каждый,- угрюмо отвечает Зайкин.- Жена и сын живут тут
постоянно, а я приезжаю раза два в неделю. Некогда каждый день
ездить, да и дорого.
- Это верно, что дорого,- вздыхают рыжие пантолоны. - В городе
до вокзала не пойдешь пешком, извозчик нужен, потом-с билет
стоит сорок две копейки... газетку дорогой купишь, рюмку водки
по слабости выпьешь. Все это копеечный расход, пустяковый, а
гляди - и наберется за лето рублей двести. Оно, конечно, лоно
природы дороже стоит, не стану спорить-с... идиллия и прочее, но
ведь при нашем чиновницком содержании, сами знаете, каждая
копейка на счету. Потратишь неосторожно копеечку, а потом и не
спишь всю ночь... Да-с... Я, милостивый государь, не имею чести
знать вашего имени и отчества, получаю без малого две тысячи в
год-с, состою в чине статского советника, а курю табак второго
сорта и не имею лишнего рубля, дабы купить себе минеральной воды
Виши, прописанной мне против печеночных камней.
- Вообще мерзко,- говорит Зайкин после некоторого молчания.- Я,
сударь, держусь того мнения, что дачную жизнь выдумали черти да
женщины. Чертом в данном случае руководила злоба, а женщиной
крайнее легкомыслие. Помилуйте, это не жизнь, а каторга, ад! Тут
душно, жарко, дышать тяжело, а ты мыкаешься с места на место,
как неприкаянный, и никак не найдешь себе приюта. Там, в городе,
ни мебели, ни прислуги... все на дачу увезли... питаешься черт
знает чем, не пьешь чаю, потому что самовар поставить некому, не
умываешься, а приедешь сюда, в это лоно природы, изволь идти
пешком по пыли, по жаре... тьфу! Вы женаты?
- Да-с... Трое деток,- вздыхают рыжие пантолоны.
- Вообще мерзко... Просто удивительно, как это мы еще живы.
Наконец дачники доходят до поселка. Зайкин прощается с рыжими
пантолонами и идет к себе на дачу. Дома застает он мертвую
тишину. Слышно только, как жужжат комары да молит о помощи муха,
попавшая на обед к пауку. Окна завешаны кисейными занавесочками,
сквозь которые краснеют блекнущие цветы герани. На деревянных,
некрашенных стенах, около олеографий, дремлют мухи. В сенях, в
кухне, в столовой - ни души. В комнате, которая в одно и то же
время называется гостиной и залой, Зайкин застает своего сына,
Петю, маленького шестилетнего мальчика. Петя сидит за столом и,
громко сопя, вытянув нижнюю губу, вырезывает ножницами из карты
бубнового валета.
- А, это ты, папа!- говорит он, не оборачиваясь.- Здравствуй!
- Здравствуй... А мать где?
- Мама? Она поехала с Ольгой Кирилловной на репетицию играть
театр. Послезавтра у них будет представление. И меня возьмут...
А ты пойдешь?
- Гм!.. Когда же она вернется?
- Она говорила, что вернется вечером.
- А где Наталья?
- Наталью взяла с собой мама, чтобы она помогала ей одеваться во
время представления, а Акулина пошла в лес за грибами. Папа, а
отчего это, когда комары кусаются, то у них делаются животы
красные?
- Не знаю... Оттого, что они сосут кровь. Стало быть, никого нет
дома?
- Никого. Только я один дома.
Зайкин садится в кресло и минуту тупо глядит в окно.
- Кто же нам обедать подаст?- спрашивает он.
- Обедать сегодня не варили, папа! Мама думала, что ты сегодня
не приедешь, и не велела варить обед. Она с Ольгой Кирилловной
будет обедать на репетиции.
- Покорнейше благодарю, а ты что же ел?
- Я ел молоко. Для меня купили молока на шесть копеек. Папа, а
зачем комары сосут кровь?
Зайкин вдруг почувствовал, как что-то тяжелое подкатывает к его
печени и начинает сосать ее. Ему становится так досадно, обидно
и горько, что он тяжело дышит и дрожит; ему хочется вскочить,
ударить о пол чем-нибудь тяжелым и разразиться бранью, но тут он
вспоминает, что доктора строго запретили ему волноваться, встает
и, насилуя себя, начинает насвистывать из "Гугенотов".
- Папа, ты умеешь представлять в театре?- слышит он голос Пети.
- Ах, не приставай ко мне с глупыми вопросами!- сердится Зайкин.-
Пристал, как банный лист! Тебе уже шесть лет, а ты все так же
глуп, как и три года назад... Глупый, распущенный мальчишка! К
чему, например, ты эти карты портишь? Как ты смеешь их портить?
- Эти карты не твои,- говорит Петя, оборачиваясь. - Мне Наталья
их дала.
-Врешь! Врешь, дрянной мальчишка!- раздражается Зайкин все более
и более.- Ты всегда врешь! Высечь тебя нужно, свиненка этакого!
Я тебе уши оборву!
Петя вскакивает, вытягивает шею и глядит в упор на красное,
гневное лицо отца. Большие глаза его сначала мигают, потом
заволакиваются влагой, и лицо мальчика кривится.
- Да ты что бранишься?- визжит Петя.- Что ты ко мне пристал,
дурак? Я никого не трогаю, не шалю, слушаюсь, а ты... сердишься!
Ну, за что ты меня бранишь?
Мальчик говорит убедительно и так горько плачет, что Зайкину
становится совестно.
"И, правда, за что я к нему придираюсь?"- думает он.- Ну,
будет... будет,- говорит он, трогая мальчика за плечо.- Виноват,
Петюха... прости. Ты у меня умница, славный, я тебя люблю.
Петя утирает рукавом глаза, садится со вздохом на прежнее место
и начинает вырезывать даму. Зайкин идет к себе в кабинет. Он
растягивается на диване и, подложив руки под голову,
задумывается. Недавние слезы мальчика смягчили его гнев, и от
печени мало-помалу отлегло. Чувствуется только утомление и
голод.
- Папа!- слышит Зайкин за дверью.- Показать \ тебе мою насекомую
коллекцию?
- Покажи!
Петя входит в кабинет и подает отцу длинный зеленый ящичек. Еще
не поднося к уху, Зайкин слышит отчаянное жужжание и царапанье
лапок о стенки ящика. Подняв крышку, он видит множество бабочек,
жуков, кузнечиков и мух, приколотых ко дну ящика булавками. Все,
за исключением двух-трех бабочек, еще живы и шевелятся.
- А кузнечик все еще жив!- удивляется Петя.- Вчера утром поймали
его, а он до сих пор не умер!
- Кто это тебя научил прикалывать их?- спрашивает Зайкин.
- Ольга Кирилловна.
- Самое бы Ольгу Кирилловну приколоть так!- говорит Зайкин с
отвращением.- Унеси отсюда! Стыдно мучить животных!
юБоже, как он мерзко воспитывается",- думает он по уходе Пети.
Павел Матвеевич забыл уже про умиление и голод и думает только о
судьбе своего мальчика. За окнами между тем дневной свет
мало-помалу тускнеет. Слышно, как дачники компаниями
возвращаются с вечернего купанья. Кто-то останавливается около
открытого окна столовой и кричит: "Грибков не желаете ли?"-
кричит и, не получив ответа, шлепает босыми ногами дальше... Но
вот, когда сумерки сгущаются до того, что герань за кисейной
занавеской теряет свои очертания и в окно начинает потягивать
свежестью вечера, дверь в сенях с шумом открывается, и слышатся
быстрые шаги, говор, смех...
- Мама!- взвизгивает Петя.
Зайкин выглядывает из кабинета и видит свою жену Надежду
Степановну, здоровую, розовую, как всегда... С нею Ольга
Кирилловна, сухая блондинка с крупными веснушками, и двое
каких-то незнакомых мужчин: один молодой, длинный, с рыжей
курчавой головой и с большим кадыком, другой - низенький,
коренастый, с бритой актерской физиономией и сизым, кривым
подбородком.
- Наталья, ставь самовар!- кричит Надежда Степановна, громко
шурша платьем.- Говорят, Павел Матвеевич приехал! Павел, где ты?
Здравствуй, Павел! - говорит она, вбегая в кабинет и тяжело
дыша.- Ты приехал? Очень рада... Со мной приехали двое наших
любителей... пойдем, я тебя представлю... Вот тот, что
подлинней, это Коромыслов... прекрасно поет, а другой, этот
маленький... некий Смеркалов, настоящий актер... читает
великолепно. Уф, утомилась! Сейчас у нас репетиция была...
Великолепно идет. Мы ставим "Жильца с тромбоном" и "Она его
ждет"... Послезавтра спектакль...
- Зачем ты их привезла?- спрашивает Зайкин.
- Необходимо, папочка! После чая нам нужно роли повторить и
пропеть кое-что... Я с Коромысловым дуэт буду петь... Да, как бы
не забыть! Пошли, голубчик, Наталью взять сардин, водки, сыру и
еще чего-нибудь. Они, вероятно, и ужинать будут... Ох, устала!
- Гм!.. У меня денег нет!
- Нельзя же, папочка! Неловко! Не заставляй меня краснеть!
Через полчаса Наталья посылается за водкой и закуской; Зайкин,
напившись чаю и съевши целый французский хлеб, уходит в спальню
и ложится в постель, а Надежда Степановна и ее гости, шумя и
смеясь, приступают к повторению ролей. Павел Матвеевич долго
слышит гнусавое чтение Коромыслова и актерские возгласы
Смеркалова... За чтением следует длинный разговор, прерываемый
визгливым смехом Ольги Кирилловны. Смеркалов, на правах
настоящего актера, с апломбом и жаром объясняет роли...
Далее следует дуэт, а за дуэтом звяканье посуды... Зайкин сквозь
сон слышит, как уговаривают Смеркалова прочесть "Грешницу" и как
тот, поломавшись, начинает декламировать. Он шипит, бьет себя по
груди, плачет, хохочет хриплым басом... Зайкин морщится и прячет
голову под одеяло.
- Вам идти далеко и темно,- слышит он час спустя голос Надежды
Степановны.- Почему вам не остаться у нас ночевать? Коромыслов
ляжет здесь, в гостиной, на диване, а вы, Смеркалов, на Петиной
постели... Петю можно в кабинете мужа положить... Право,
оставайтесь!
Наконец, когда часы бьют два, все смолкает... Отворяется в
спальной дверь, и показывается Надежда Степановна.
- Павел, ты спишь?- шепчет она.
- Нет, а что?
- Поди, голубчик, к себе в кабинет, ляг на диване, а тут, на
твоей кровати, я Ольгу Кирилловну положу. Поди, милый! Я бы ее в
кабинете положила, да она боится спать одной... Вставай же!
Зайкин поднимается, накидывает на себя халат и, взявши подушку,
плетется в кабинет... Дойдя ощупью до своего дивана, он зажигает
спичку и видит: на диване лежит Петя. Мальчик не спит и большими
глазами глядит на спичку.
- Папа, отчего это комары не спят ночью?- спрашивает он.
- Оттого... оттого,- бормочет Зайкин,- оттого, что мы здесь с
тобой лишние... Даже спать негде!
- Папа, а отчего это на лице у Ольги Кирилловны веснушки?
- Ах, отстань! Надоел!
Подумав немного, Зайкин одевается и выходит на улицу
освежиться... Он глядит на утреннее небо, на неподвижные облака,
слушает ленивый крик сонного коростеля и начинает мечтать о
завтрашнем дне, когда он, поехав в город и вернувшись из суда,
завалится спать... Вдруг из-за угла показывается человеческая
фигура.
"Сторож, должно быть..."- думает Зайкин.
Но, вглядевшись и подойдя поближе, он узнает в фигуре вчерашнего
дачника в рыжих пантолонах.
- Вы не спите?- спрашивает он.
- Да, не спится что-то...- вздыхают рыжие пантолоны. - Природой
наслаждаюсь... Ко мне, знаете ли, приехала с ночным поездом
дорогая гостья... мамаша моей жены. С нею прибыли мои
племянницы... прекрасные девушки. Весьма рад, хотя и... очень
сыро! А вы тоже изволите природой наслаждаться?
- Да,- мычит Зайкин,- и я тоже природой... Не знаете ли, нет ли
тут где-нибудь поблизости какого-нибудь кабака или трактирчика?
Рыжие пантолоны поднимают глаза к небу и глубокомысленно
задумываются...
|
|