На правах рекламы:
• Бесплатная реклама на kikma.site
|
Музей Чехова в г. Баденвейлер (Германия)
В
Баденвейлере Чехов провел последний месяц жизни и скончался 15
июля 1904г. В августе 1998г. открыт единственный в западном мире
музей А.П.
Чехова. Музей получил название «Чеховский салон».
Здесь ежегодно проводятся авторские чтения, дискуссии,
творческие встречи литераторов разных стран, театральные
представления.
5 июня 1904 года Антон Павлович Чехов с женой приехал в Берлин.
Вот первые и не переменившиеся его впечатления от Германии:
четкость и честность, дешевизна жизни, хозяйственность и
чистота, замечательные хлеб, масло, пиво, баранина и овсянка - и
столь же совершенное отсутствие вкуса в нарядах немецких дам.
"Здоровье входит не золотниками, а пудами", - так писал он
спустя несколько дней уже из Баденвейлера (всегдашнее немецкое и
нынешнее русское произношение - Баденвайлер),
очаровательно-спокойного курорта в Шварцвальде, ровно на полпути
между немецким Фрейбургом (Фрайбургом) и швейцарским Базелем.
Два последних чеховских письма отсюда датированы 28.06.1904:
застигнутый врасплох жарою, Чехов жалуется и на свою поднявшуюся
температуру, и на одышку, и на желудок, и на Баденвейлер ("что
за отчаянная скучища этот немецкий курорт!.."), и, как обычно, -
"ни одной прилично одетой немки, безвкусица, наводящая уныние".
Более писем он уже не писал. В три часа утра 15 июля 1904 года,
ослабленный внезапным натиском своих болезней (возглавляемых
туберкулезом), попросив и осушив бокал шампанского, со словами:
"Ich sterbe..." - Чехов умер.
"Чеховский салон" в Баденвейлере
Чеховский салон был открыт в 1998 году. Этот единственный в
западном мире музей русского писателя и драматурга А.П.Чехова в Баденвейлере стал местом международных встреч деятелей культуры
и всех, кто ею интересуется, источником заботы о литературе.
Здесь продолжается традиция литературных салонов 19 века как
центра обмена духовным опытом, знаниями и открытиями в области
культуры. Каждый отдел музея по-своему «рассказывает» свою
историю.
На грани веков, примерно около 1900 года, Россия и Германия были
тесно связаны не только династическими, но и культурными,
экономическими узами. Примерно 10 процентов всех гостей
термального курорта Баденвейлера составляли граждане Российской
империи. И в 1904 году тяжелобольной Чехов также прибыл сюда,
где и скончался через несколько недель от легочного заболевания,
которым страдал уже более двадцати лет.
Через 4 года после его смерти русские друзья и почитатели
таланта писателя, в том числе известный режиссер Московского
Художественного Театра Константин Сергеевич Станиславский,
воздвигли в Баденвейлере памятник Антону Павловичу Чехову,
первый памятник великому писателю. Это был, кроме того, первый
памятник русскому человеку за пределами родины. В то время еще
космополитизм, любовь к искусству, терпимость побеждают
неуклонно нарастающее националистическое высокомерие
вильгельмовской империи. Даже за несколько дней до того, как
загремели орудия. Первой мировой войны, памятник Чехову стал
свидетелем германо-российского праздника дружбы, мира и
воспоминаний. Однако позже мировая культура «старой» Европы на
Западе и на Востоке переживает упадок. А с нею страдает и
памятник Чехову, который отправляют в переплавку на военные
нужды.
На долгие годы Чехов и его творчества становятся жертвой
политических враждующих сил. Лишь, начиная с 1954 года, в
Баденвейлере вспоминают о своих утраченных литературных
традициях и в разгар «холодной войны» предпринимают шаги к
примирению с недавним военным противником - Советским Союзом,
стремясь восстановить в памяти людей имя русского писателя А.П.
Чехова.
Дальнейший этап возрождения истории Чехова в Баденвейлере
объединяет многочисленные мероприятия, направленные на то, чтобы
проложить свой самобытный путь к «разрядке» в отношениях между
Востоком и Западом, несмотря на препятствия, зачастую
возникавшие в международной политике.
А для Баденвеилера сложилась благоприятная ситуация, так как
Чехов, начиная с 60-ых годов, стал драматургом, чьи пьесы больше
всего исполнялись на немецкоязычных сценах. Его аналитический,
дистанцирующийся от идеологических пристрастий стиль и видение
мира отвечали духу времени послевоенного общества и позволяли во
всем мире считать его инициатором литературного модерна.
|
|