|
Биография Немирович-Данченко Владимира Ивановича
Владимир
Иванович Немирович-Данченко (23.12.1858 - 25.04.1943) -
(режиссер, педагог, писатель, драматург, реформатор и теоретик
театра). С самого раннего детства Немировичем-Данченко овладела
мечта о театральной сцене. Однако только в юности он сумел
приблизиться к реальному ее осуществлению, когда в 1877 году в
возрасте 19 лет начал впервые выступать на сцене любительского
театра.
Эти спектакли принесли Немировичу-Данченко весьма крупный успех.
Однако продолжать свою актерскую карьеру он не стал. Будущий
режиссер очень хорошо представлял себя в героическом амплуа,
которое принесло ему первые успехи, однако его внешние данные
заставили его отказаться от карьеры актера, хотя из
Немировича-Данченко и мог бы получиться великолепный характерный
актер. Юноша понимал, что его успех объясняется скорее молодым
возрастом и свойственной ему темпераментностью и искренностью.
Это позволяло на какое-то время забыть о внешних данных, но так
не могло продолжаться всю жизнь, а устраивать свою судьбу только
на половину Немирович-Данченко не желал.
Будущий режиссер еще с юных лет сталкивался с изломанной жизнью
некоторых актеров, неудовлетворенностью и несбыточностью
желаний. Подобной судьбы для себя он не хотел и поэтому, ценой
невероятной внутренней борьбы, он отказался от рукоплесканий
зрителей и “второй жизни” на сцене театра.
Но отказаться от театра полностью Немирович-Данченко не мог, да
и не хотел. Он покинул сцену для того, чтобы вернуться в зал не
обычным зрителем, но актерским критиком и судьей, ибо уже в
юности обладал собственным представлением о театре и театральной
жизни.
Особенностью Немировича-Данченко стало то, что он, как никто
другой, умел точно и ясно формулировать свои мысли. Оценивая
игру актеров, он не просто воспринимал их с позиции зрителя, а
всякий раз вдумывался и старался поставить себя на их место.
Немировичу-Данченко очень не нравилось, когда на сцене жизнь
подменялась готовыми театральными штампами, когда традиции
русской литературы повергались в забвение, а драматурги не
находили ничего лучше, как лениво следовать в своих мыслях по
проторенной ранее дороге. Так он частенько был недоволен
театром, который занимался постановкой пьес Крылова.
Ему казалось, что большинство драматургов не видят жизни и не
отображают ее в своих пьесах. Его очень волновала эстетическая
сторона спектакля, и крайне возмущало пренебрежение к идейной
стороне самого театра.
Впоследствии Немирович-Данченко развил многие из своих юношеских
мыслей. В них он призывал театр к служению человеку и обществу,
что перекликалось с идеями революционной демократии.
Будущий режиссер очень активно и быстро откликался на
происходящие в мире театра явления, и в стремлении высказать
свое мнение по поводу происходящего, печатал статьи в различных
газетах и журналах 1877 — 1887 годов, как правило, подписываясь
разнообразными псевдонимами.
Несмотря на то, что статьи Немировича-Данченко очень быстро
забывались общественностью, в своей совокупности они позволили
ему составить цельную систему взглядов, которую он впоследствии
будет проводить в жизнь.
В течение всей своей критической деятельности Немирович-Данченко
резко выступает против принятого в императорских театрах
репертуара — одной из основных его задач в Художественном театре
станет реформа репертуара. Путь критика стал слишком узким для
Немировича-Данченко. Он не мог не чувствовать, что, как бы
настойчиво он ни защищал свои взгляды, они не реализовались в
практике театра.
Театральная жизнь текла своим привычным руслом, и ему
приходилось повторять из статьи в статью одни и те же мысли,
приходя в отчаяние от консерватизма руководителей театров.
Немирович-Данченко не мог мириться с происходившим на его глазах
и все углублявшимся разрывом между запросами жизни и театром,
несмотря на наличие в нем актеров огромного таланта и
мастерства. Он ясно видел, что условия бюрократического
управления театрами заглушают актерские дарования. Убедившись в
малой плодотворности театрально-критической деятельности,
Немирович-Данченко оставляет ее ради драматургии. Он хотел не
только косвенно влиять на театр похвалой, порицанием или
разбором спектаклей, но изменять его активно. Его темперамент
художника был накален за годы бездействия. Позднее он
многократно 'направлял в дирекцию императорских театров
докладные записки, в которых подробно излагал проекты
необходимых, по его мнению, театральных реформ. Его взгляды 'на
театр тесно сближались со взглядами Островского, неизменно
поднимавшего голос в защиту развития русского национального
театра, против легковесного развлекательного репертуара. Но в
условиях императорских театров, как и в условиях театров
частных, эти проекты были неосуществимы.
Неудовлетворенный состоянием театра, враг господствовавшей
драматургии, Немирович-Данченко в первых своих пьесах, однако,
сам находился во власти ее тематики и ее законов. Частые
посещения театров, с детских лет детальное знакомство с ними
воспитали в нем довольно уверенного знатока сцены.
Немировичу-Данченко нужно было одержать некоторую победу над
собой, чтобы нащупать новые сюжеты, новые образы, новый
драматургический путь. Он довольно быстро завоевал положение
крупного драматурга. Не только автор пьес, но и их постановщик в
годы 1888—1896, он работал с лучшими актерами России. Ермолова и
Савина, Ленский и Давыдов охотно прислушивались к замечаниям
молодого драматурга, свидетельствовавшим не только о прекрасном
знании техники сцены, но и о тонком и умном проникновении в
психологию образа. Немирович-Данченко блестяще анализировал
роль. Творчество захватывало его. Он стал не только автором, но
и учителем сцены.
Немирович-Данченко уже нащупывал в своей драматургической
практике те принципы, которые защищал в своих статьях. В его
пьесах проникали на сцену нарождавшиеся социальные отношения,
новый бытовой материал, новые черты психологии, интересные и
неожиданные оттенки жизни. Он понимал, что реформа театра
возникает не из прошлого, а из современности, из того нового,
характерного и тревожного, что принес в общественные условия и в
духовную жизнь интеллигенции конец XIX века. Немирович-Данченко
в своей драматургии постоянно касался самой важной для него
проблемы — о силе и бессилии русского интеллигента, о его
противоречивой судьбе в условиях современного ему общества.
Сознание неустроенности и несправедливости окружающей жизни
настраивало его критически, но он на практике все более понимал,
что формы театра, которыми он сам владел виртуозно, не были
способны передать ясно сознаваемый им кризис жизни, и он искал
новые, более тонкие и выразительные формы драматургии, более
соответствующие избираемым им темам. Он стремился поставить в
своих драмах острые вопросы жизни современной ему интеллигенции.
Он начинает заниматься педагогической деятельностью: с 1891 года
он стал преподавателем Музыкально-драматического
филармонического училища. Преодолевая первоначальный скептицизм
учащихся, критик и драматург сделался воспитателем молодых
актеров. Метод его преподавания был нов. Немирович-Данченко
проводил его со всей свойственной ему страстностью и
последовательностью. Обучая молодежь актерской технике, он
исходил из психологии образа и индивидуальных особенностей
учащихся. Отбрасывая условно-театральный подход к образу, когда
актер преимущественно ищет эффекта в роли, он старался в каждой
из них найти живой, неповторимо индивидуальный характер. Он
вскрывал перед учащимися сложный мир страстей и переживаний. Он
воспитывал их всесторонне. Он учил их видеть драматизм в
окружающей жизни. Он прививал им любовь к литературе и умение в
нее вчитываться. На его глазах вырастал новый тип актера,
увлеченного драматургией Чехова. Он боялся расстаться с
воспитанной им молодежью, желая ее уберечь от тлетворного
влияния провинциального театра, в который она неизбежно попала
бы после окончания школы. Он понял, что его мечта художника и
воля организатора должны были слиться в создании своего театра.
Он убедился, что прекрасная и верная идея, отличная актерская
,игра, хороший драматургический материал, существующие раздельно
и оторванные друг от друга, не обеспечат нового театра, что
только органическое соединение всех по-новому понятых элементов
театра всецело ответит составляющей цель его жизни мечте —
отразить современность во всей ее глубине, осветить жизнь тем
протестом, который он чувствовал в лучших людях той эпохи.
Увидев в Станиславском гениального режиссера и родственного по
своим устремлениям художника и всецело поверив в него,
Немирович-Данченко соединился с ним во имя общей борьбы за
правду жизни на сцене.
Так совместно с К. С. Станиславским был задуман и создан
Художественный театр, и сюда теперь направилась его воля зрелого
художника.
С момента осуществления этой заветной мечты Немирович-Данченко с
головой уходит в театральную практику, редко выступая на
страницах печати, преимущественно в тех случаях, когда нуждались
в объяснении или точных формулировках творческая линия и поиски
руководимого им совместно со Станиславским театра. И лишь к
концу жизни у него вновь возникла горячая потребность
формулировать свои взгляды, подвести теоретический итог своему
огромному творческому опыту.
Художественный театр был его мечтой, более того — он был его
жизненной миссией, его призванием. Только здесь, в кругу
Станиславского, Чехова, Горького, в кругу передовых художников и
писателей, он впервые получил реальную возможность осуществления
своих идеалов. Сюда хотел он безраздельно отдать все свое
дарование и все свое умение. И он отдал себя Художественному
театру, вызванному к жизни волей демократической
революционизирующейся интеллигенции, до конца. Ему, вместе с К.
С. Станиславским, выпало великое счастье увидеть в полной мере
осуществленным идеал подлинно народного театра в эпоху Великой
пролетарской революции, когда Художественный театр получил
невиданные возможности расцвета и когда он был поставлен в
положение подлинно государственного учреждения, тесно связанного
с народом. Тогда же до конца и исчерпывающе раскрылась
индивидуальность Немировича-Данченко.
|
|