Биография Лужского Василия Васильевича
Лужский
Василий Васильевич (настоящая фамилия Калужский) (1869–1931),
русский актер и режиссер. Заслуженный деятель искусств РСФСР
(1931). Родился 31 декабря 1869 в Шуе в купеческой семье.
Посещал школу при «Обществе искусства и литературы», в сезоне
1890–1891 сыграл на его сцене Карпа в Лесе А.Н.Островского, 2-го
мужика в Плодах просвещения Л.Н.Толстого. В актерском даре
Лужского привлекали юмористическая импровизация, шутливый
экспромт. Всего сыграл здесь 44 роли. Некоторые из этих работ
были повторены в МХТ (сэр Тоби в Двенадцатой ночи, 1899).
Лужский стал одним из основателей Художественного театра, в
труппе которого оставался до конца жизни. В первый сезон играл
Ивана Петровича Шуйского в Царе Федоре Иоанновиче А.К.Толстого,
Сорина в Чайке А.П. Чехова («играл как очень крупный артист», по
словам Немировича-Данченко), Креона в Антигоне Софокла, принца
Мароккского в Венецианском купце У.Шекспира. Созданные им образы
отличались яркой сценичностью, театральной броскостью деталей
(руководители МХТ старались сдерживать и умерять эти актерские
свойства). К.С.Станиславский, знавший Лужского с начала
театральной карьеры, писал о том, что дар имитатора на первых
порах мешал Лужскому найти самого себя, свою индивидуальность. В
дальнейшем его талант определился как талант «психологической
характерности». Лужский был первым исполнителем Серебрякова в
Дяде Ване, Андрея в Трех сестрах и Лебедева в Иванове Чехова,
Бессеменова в Мещанах, Бубнова в На дне и Чепурного в Детях
солнца М.Горького, старика Фокерата в Одиноких Г. Гауптмана.
Несомненными удачами стали его образы Федора Павловича в Братьях
Карамазовых (1910), Бартоло в Безумном дне, или Женитьбе Фигаро
(1927), Манюкин в Унтиловске Л.М.Леонова (1928). Всего в
Художественном театре Лужский сыграл 64 роли. При достаточной
занятости в репертуаре актерская судьба Лужского в МХТ
складывалась драматично. Станиславский, считал, что вклад
Лужского в дело МХТ не был достаточно оценен, особенно его
актерский вклад, оттого он и стал «актером, мало в себе
уверенным и вечно сомневающимся».
Режиссурой Лужский начал заниматься еще в «Обществе искусства и
литературы» (Горячее сердце Островского). В Художественном
театре был сорежиссером 23 спектаклей, работая вместе со
Станиславским и Немировичем-Данченко. Особенно удавались ему, по
общему признанию, постановки народных сцен (картина Мокрое в
Братьях Карамазовых; финальная картина в суде в Живом трупе;
массовые сцены в Анатэме; народные сцены в Пугачевщине).
Немирович-Данченко ценил в Лужском «острую наблюдательность,
богатство жизненной фантазии, типичных житейских подробностей в
отдельных фигурах, в обстановке, в эпохе, и яркое умение
находить простые и в то же время сценические мизансцены».
Успехом пользовался поставленный им совместно с Н.М.Горчаковым
(1926) спектакль Продавцы славы Паньоля и Нивуа (Лужский играл в
нем господина Башле). Самостоятельные режиссерские пробы: Иван
Мироныч (Лужский играл заглавную роль) и Стены (в Художественном
театре), Узор из роз (во 2-й Студии). Участвовал в работах
Комической оперы (Музыкальной студии Художественного театра,
созданной Немировичем-Данченко): в Дочери Анго и в Периколе
(сыграл тут вице-короля).
Административные способности с первых лет жизни театра делали
Лужского непременным участником внутренних органов руководства.
Особое место занимало его сотрудничество с художниками МХТ: на
его даче в Иванькове проходила работа над эскизами и макетами.
Умер Лужский в Москве 2 июля 1931.
|