Биография Лужского Василия Васильевича
 Лужский 
				Василий Васильевич (настоящая фамилия Калужский) (1869–1931), 
				русский актер и режиссер. Заслуженный деятель искусств РСФСР 
				(1931). Родился 31 декабря 1869 в Шуе в купеческой семье. 
				Посещал школу при «Обществе искусства и литературы», в сезоне 
				1890–1891 сыграл на его сцене Карпа в Лесе А.Н.Островского, 2-го 
				мужика в Плодах просвещения Л.Н.Толстого. В актерском даре 
				Лужского привлекали юмористическая импровизация, шутливый 
				экспромт. Всего сыграл здесь 44 роли. Некоторые из этих работ 
				были повторены в МХТ (сэр Тоби в Двенадцатой ночи, 1899). 
				Лужский стал одним из основателей Художественного театра, в 
				труппе которого оставался до конца жизни. В первый сезон играл 
				Ивана Петровича Шуйского в Царе Федоре Иоанновиче А.К.Толстого, 
				Сорина в Чайке А.П. Чехова («играл как очень крупный артист», по 
				словам Немировича-Данченко), Креона в Антигоне Софокла, принца 
				Мароккского в Венецианском купце У.Шекспира. Созданные им образы 
				отличались яркой сценичностью, театральной броскостью деталей 
				(руководители МХТ старались сдерживать и умерять эти актерские 
				свойства). К.С.Станиславский, знавший Лужского с начала 
				театральной карьеры, писал о том, что дар имитатора на первых 
				порах мешал Лужскому найти самого себя, свою индивидуальность. В 
				дальнейшем его талант определился как талант «психологической 
				характерности». Лужский был первым исполнителем Серебрякова в 
				Дяде Ване, Андрея в Трех сестрах и Лебедева в Иванове Чехова, 
				Бессеменова в Мещанах, Бубнова в На дне и Чепурного в Детях 
				солнца М.Горького, старика Фокерата в Одиноких Г. Гауптмана. 
				Несомненными удачами стали его образы Федора Павловича в Братьях 
				Карамазовых (1910), Бартоло в Безумном дне, или Женитьбе Фигаро 
				(1927), Манюкин в Унтиловске Л.М.Леонова (1928). Всего в 
				Художественном театре Лужский сыграл 64 роли. При достаточной 
				занятости в репертуаре актерская судьба Лужского в МХТ 
				складывалась драматично. Станиславский, считал, что вклад 
				Лужского в дело МХТ не был достаточно оценен, особенно его 
				актерский вклад, оттого он и стал «актером, мало в себе 
				уверенным и вечно сомневающимся».
 
				 
				Режиссурой Лужский начал заниматься еще в «Обществе искусства и 
				литературы» (Горячее сердце Островского). В Художественном 
				театре был сорежиссером 23 спектаклей, работая вместе со 
				Станиславским и Немировичем-Данченко. Особенно удавались ему, по 
				общему признанию, постановки народных сцен (картина Мокрое в 
				Братьях Карамазовых; финальная картина в суде в Живом трупе; 
				массовые сцены в Анатэме; народные сцены в Пугачевщине). 
				Немирович-Данченко ценил в Лужском «острую наблюдательность, 
				богатство жизненной фантазии, типичных житейских подробностей в 
				отдельных фигурах, в обстановке, в эпохе, и яркое умение 
				находить простые и в то же время сценические мизансцены». 
				Успехом пользовался поставленный им совместно с Н.М.Горчаковым 
				(1926) спектакль Продавцы славы Паньоля и Нивуа (Лужский играл в 
				нем господина Башле). Самостоятельные режиссерские пробы: Иван 
				Мироныч (Лужский играл заглавную роль) и Стены (в Художественном 
				театре), Узор из роз (во 2-й Студии). Участвовал в работах 
				Комической оперы (Музыкальной студии Художественного театра, 
				созданной Немировичем-Данченко): в Дочери Анго и в Периколе 
				(сыграл тут вице-короля).
 
				 
				Административные способности с первых лет жизни театра делали 
				Лужского непременным участником внутренних органов руководства. 
				Особое место занимало его сотрудничество с художниками МХТ: на 
				его даче в Иванькове проходила работа над эскизами и макетами.
 
				 
				Умер Лужский в Москве 2 июля 1931.
 
 
 
		 |