|
Биография Леонтьева-Щеглова Ивана Леонтьевича
Леонтьев,
Иван Леонтьевич (1856, Петербург - 1911) - талантливый
беллетрист и драматург, более известный под псевдонимом Щеглов.
По окончании Павловского военного училища служил в артиллерии с
1874 года. Участвовал в кавказской войне 1877 - 1878 годов.
Вышел в отставку капитаном. В 1881 г. опубликовал рассказ из
военной жизни: "Первое Сражение" ("Новое Обозрение"). Следующие
рассказы Леонтьева, появившиеся в "Отечественных Записках" и в
"Вестнике Европы" ("Поручик Поспелов", "Неудачный герой",
"Идиллия", "Корделия", "Миньона") поставили его в ряды
многообещающих писателей. В средине 80-х годов большой успех
имели в "Новом Времени" очерки Леонтьева "Дачный муж", сделавшие
это выражение нарицательным. Вызвал шум, но скорее
неблагоприятный для Леонтьева, и другой рассказ его: "Мир
праху". Полное расхождение Леонтьева с кружками,
приветствовавшими его дебюты, произошло по напечатании им двух
повестей "Убыль души" ("Русское Обозрение", 92) и "Около истины"
("Русский Вестник", 92), где он напал на толстовство и на
деятельность "Посредника". С этого времени Леонтьев
специализируется на юмористическом рассказе и драматургии.
Значительную
роль в творческой судьбе Щеглова сыграло знакомство с А. П.
Чеховым (1887; сохранилась переписка писателей). Влиянием
чеховского юмора отмечены многие рассказы, очерки Щеглова, а
также романы.
В журналах и отдельно им напечатаны романы: "Миллион
терзаний" и "Гордиев узел", рассказы: "Дачный муж, его
похождения, наблюдения и разочарования", "Сквозь дымку смеха",
"Военные очерки", "Смех жизни", пьесы: "В горах Кавказа",
"Мамаево нашествие", "Женская чепуха", "Господа театралы",
"Театральный воробей", "Чудак", "Турусы на колесах",
"Гастролерша", "Затерянный мудрец" и др. Несвободны от
историко-литературного легкомыслия книги Леонтьева: "Новое о
Пушкине" и "Подвижник слова" (Гоголь ). Его капитальное, пока
единственное в своем роде исследование: "Народный театр", в
полном виде вышло лишь в год его смерти. Юмор Леонтьева был
скорее постоянною шутливостью, скользившею по поверхности
явлений. Его пьесы, при его жизни не сходившие со сцены,
передвинулись теперь в репертуар любительский. Отсутствие
идейного начала и элементов сатиры в его юмористических
рассказах низводит большую их часть до уровня "легкого" чтения;
лучшим в его наследстве остаются его первые военные рассказы,
полные наблюдательности, знания быта и сердечности. Высокую
оценку первые вещи Леонтьева находили у Чехова (см. его
"Переписку"). - См. К. Арсеньев "Критические Этюды", т. II, и
вступительную статью А. Измайлова к книге "Народный театр". А.
Измайлов.
|
|