|
|
Биография Максима ГорькогоМаксим Горький (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Устойчивым легендам о его «босяческом» происхождении, что так импонировало революционно настроенной интеллигенции, противоречат Словарь Брокгауза и Ефрона (где говорится о нем, как о выходце из среды «вполне буржуазной») и факты. Дед Горького по отцовской линии был офицером, правда, разжалованным - за жестокое обращение с подчиненными. Отец, Максим Савватеевич Пешков, будучи одаренным и удачливым человеком, добился значительного жизненного успеха. Некоторые черты его биографии затем повторит сын, но с большим размахом. В трехлетнем возрасте сын Пешковых Алеша
заболел холерой и заразил отца. Мальчик выжил, а отец ушел из
жизни. Мать к сыну охладела, считая его виновником смерти горячо
любимого мужа. Вскоре мать отдала его на воспитание деду и
бабушке Кашириным.
С 1879 по 1884 год побывал учеником в обувной лавке, в чертежной и иконописной мастерских, на камбузе парохода «Добрый», где произошло событие, которое можно назвать стартовым для Алеши Пешкова на его пути Максиму Горькому, - встреча с поваром по фамилии Смурый. Этот замечательный в своем роде кок, несмотря на малограмотность, был, одержим страстью к собиранию книг, преимущественно в кожаных переплетах, что и определило «диапазон» его собрания – от готических романов Анны Радклиф до литературы на малорусском языке. Благодаря этой, по словам писателя, «самой странной библиотеке в мире» («Автобиография», 1897), он пристрастился к чтению и «читал все, что попадало под руку»: Гоголя, Дюма, Некрасова, Скотта, Флобера, Бальзака, Диккенса, журналы «Современник» и «Искра», лубочные книжки и франкмасонскую литературу… Ощутив вкус к знанию, Алексей Пешков в 1884 году отправился в Казань поступать в университет, но по бедности его «университетом» стала жизнь: поселившись в ночлежке среди будущих своих героев и, работая чернорабочим, начал посещать кружки самообразования, студенческие сходки, библиотеку нелегальных книг и прокламаций при булочной Деренкова, который взял его на работу подручным пекаря. Вскоре появился и наставник – один из первых марксистов в России Николай Федосеев… И вдруг, уже нащупав «судьбоносную»
революционную жилу, 12 декабря 1887 года Алексей Пешков пытается
покончить с собой (простреливает себе легкое). Причину этого
одни биографы находят в его неразделенной любви к сестре
Деренкова Марии, другие – в начавшихся репрессиях против
студенческих кружков. Эти объяснения представляются формальными,
поскольку совсем не идут к психофизическому складу Алексея
Пешкова. По природе своей он был борец, и все беды на пути
только освежали его силы.
Летом 1888 года Алексей Пешков начал свое знаменитое четырехлетнее «хождение по Руси»,чтобы возвратиться из него уже Максимом Горьким. Поволжье, Дон, Украина, Крым, Кавказ, Харьков, Курск, Задонск (где посетил Задонский монастырь), Воронеж, Полтава, Миргород, Киев, Николаев, Одесса, Бессарабия, Керчь, Тамань, Кубань, Тифлис – вот неполный перечень его маршрутов. За время странничества работал грузчиком, железнодорожным сторожем, мойщиком посуды, батрачил в деревнях, добывал соль, был избит мужиками и лежал в больнице, служил в ремонтных мастерских, несколько раз подвергался аресту – за бродяжничество и за революционную пропаганду. В эти же годы пережил увлечение народничеством, толстовством (в 1889 году заезжал в Ясную Поляну с намерением попросить у Льва Толстого участок земли для «земледельческой колонии», но их встреча не состоялась), переболел учением Ницше о сверхчеловеке, которое навсегда оставило в его воззрениях свои «оспины». Первый рассказ «Макар Чудра», подписанный его новым именем – Максим Горький, вышел в 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» и ознаменовал своим появлением конец странничества. Горький вернулся в Нижний Новгород. Своим литературным крестным отцом он считал Владимира Короленко. По его протекции с 1893 года начинает публиковать очерки в приволжских газетах, а через несколько лет становится постоянным сотрудником «Самарской газеты», где вышло более двухсот его фельетонов за подписью Иегудиил Хламида, а также рассказы «Песня о Соколе», «На плотах», «Старуха Изергиль» и другие. Здесь же он познакомился с корректором «Самарской газеты» Екатериной Павловной Волжиной и, преодолев сопротивление матери браку дочери-дворянки с «нижегородским цеховым», в 1896 году с ней обвенчался. В следующем году, несмотря на обострившийся туберкулез и заботы с рождением сына Максима, Горький выпускает новые повести и рассказы, большинство из которых станут хрестоматийными: «Коновалов», «Зазубрина», «Ярмарка в Голтве», «Супруги Орловы», «Мальва», «Бывшие люди» и другие. Вышедший в Петербурге первый двухтомник Горького «Очерки и рассказы» (1898) имел небывалый успех и в России, и за рубежом. Спрос на него был столь велик, что тут же потребовалось повторное издание – выпущено в 1899 году в трех томах. Свою первую книгу Горький послал Чехову, перед которым благоговел, тот откликнулся более чем щедрым комплиментом: «Талант несомненный, и притом настоящий, большой талант». Общественная позиция Горького была
радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II
распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по
разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко
вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское
крыло) и познакомился с В. И. Лениным. Им оказывалась серьезная
финансовая поддержка революции 1905-07.
После поражения революции 1905-07 Горький
эмигрировал на остров Капри (Италия). «Каприйский» период
творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике
представление о «конце Горького» (Д. В. Философов), которое было
вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями
социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» (1906; вторая
редакция 1907). Он создает повести «Городок Окуров» (1909),
«Детство» (1913-14), «В людях» (1915-16), цикл рассказов «По
Руси» (1912-17). Споры в критике вызвала повесть «Исповедь»
(1908), высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала
тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А.
А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для
рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим
«заигрывание с боженькой».
Октябрьская революция подтвердила опасения
Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не «музыку», а
страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся
через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся
островки культуры. В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в
газете «Новая жизнь»; 1917-18; в 1918 вышли отдельным изданием)
он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в
стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким,
«звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое
обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность
позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве»
(1922).
В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства — фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе. Смерть Горького была окружена атмосферой
таинственности, как и смерть его сына — Максима Пешкова. Однако
версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли
документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в
Кремлевской стене в Москве.
|
|
|